РОСИНКА - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «РАДУГА НА СТЕНЕ или ПРЕЛОМЛЕНИЕ СВЕТА» (игры с разноцветными стеклышками)

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска

Цель: расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки.

Задачи:

  •  Повторить свойства света и светового луча;
  •  Познакомить детей с помощью опытной деятельности с понятием – преломление светового луча;
  •  Выяснить зависимость увиденного через стекло от цвета стекла;
  •  Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи, стремление к поисково-познавательной деятельности.
  •  Учить наблюдать за таким явлением как радуга, получать его опытным путем. Научить воссоздавать увиденное явление.

Оборудование: Магнитный мольберт; зеркало на подставке; пустой стакан; стакан наполненный на половину водой; металлическая столовая ложка; фонарики, цветные стёкла, картон, белая писчая бумага.

Предварительная работа:

Изучение свойств света и светового луча, наблюдение за воздухом и водой, рассматривание отображений на разных отображающих поверхностях.

Ход работы

I. Подготовительный этап

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами продолжаем изучение свойств света и его использование.

Давайте вспомним свойства светового луча.

- Источником света может являться не только солнце, но и обычная лампа;

- Луч света прямолинеен;

- Свет расходится одинаково во всех направлениях;

- Луч света проходит через прозрачные предметы и принимает форму предмета, через который проходит.

Воспитатель: продолжая исследовать свойства светового луча я предлагаю вам отправиться в лабораторию так как в ней есть всё необходимое для опытов. Но сначала давайте повторим правила поведения в лаборатории:

  1.  Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
  2.  Внимательно слушать научного руководителя.
  3.  Приступать к выполнению опыта только после указания.
  4.  Пробовать на вкус, брать в рот, нюхать – в лаборатории запрещено.
  5.  Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.
  6.  Работать в лаборатории нужно в специальной одежде.

II Основной этап.

Воспитатель: Свет, оказывается, большой шутник. Он может играть нашим взглядом.

Опыт1. «Почему сломалась ложка»

У детей на столе стоит стакан с ложкой и стакан с водой. Предлагаю их внимательно рассмотреть. Стакан с ложкой прозрачный, но не совсем пустой.

- Ребята как вы думаете, чем наполнен стакан?

Дети: воздухом.

Воспитатель: правильно воздухом. Ложку хорошо видно в стакане?

Дети: хорошо видно, потому что стакан и воздух прозрачны.

Воспитатель: Выньте ложку из стакана осмотрите её внимательно, не сломана ли она?

Дети: нет с ложкой все в порядке.

Воспитатель: положите ложку обратно в стакан с воздухом изменилась ли форма ложки?

Дети: Нет

Воспитатель: Поставьте стакан с ложкой и возьмите стакан с водой. Посмотрите внимательно часть стакана наполнена водой, а часть воздухом. То место, где вода соприкасается с воздухом называется границей воды и воздуха.

Ребята скажите, а пройдет ли луч света через воду и воздух?

Дети: да пройдёт, потому что воздух и вода прозрачны, а световой луч проходит через прозрачные предметы.

Воспитатель: Ребята давайте теперь вынем ложку из стакана с воздухом и поставим ложку в стакан с водой. Посмотрите внимательно произошли какие-нибудь изменения с ложкой?

Дети: да, с ложкой произошли изменения, ложка кажется сломанной.

Воспитатель: А как вы думаете почему так получилось?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Ложка кажется сломанной, потому что луч света ни одинаково проходит сквозь воздух и воду. Луч света преломляется на границе воды и воздуха. Такой эффект называется преломлением светового луча.

Какой мы можем сделать вывод?

Дети: Вывод: Луч света не одинаково проходит через воду и воздух - преломляется на границе. Такой эффект называется преломлением светового луча.

Воспитатель: ребята мы с вами изучили ещё одно свойство светового луча – преломление. Это свойство используется при изготовлении очков, фотоаппаратов, видеокамер и зеркал.

Опыт2. «Радуга на стене» игры с цветными стеклышками      

Учить детей смотреть через цветные стеклышки и различать предметы ближайшего окружения.         

Материалы и оборудование: солнце защитные очки, стеклышки разного цвета или пластиковые листы разного цвета – по количеству детей, фонарик.

Ход. Рассмотреть окружающие детей предметы, и сказать какого они цвета; посмотреть на стекло стакана и сказать, какое оно (прозрачное, бесцветное).

- Как вы думаете, что будет, если через стакан пропустить луч света? Изменится ли он? Проверим?

Сравнить разноцветные стеклышки со стеклом стакана, пропустить луч света через цветные стеклышки, сравнить результат.

Посмотреть на окружающие предметы через стекла, и определить какого цвета стали эти предметы.

Вывод: если смотреть через цветное стеклышко на окружающие предметы, то они будут такого цвета, какого цвета стекло.

Воспитатель: Готовы к следующему волшебству? Тогда слушайте мою загадку.

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил.

Дети: Радуга.

Воспитатель: Ребята, а где можно увидеть радугу?

Дети: на небе.

Воспитатель: когда она появляется?

Дети: Радуга появляется после дождя, когда светит солнышко.

Воспитатель: я предлагаю вам попробовать создать радугу.

Опыт3. «Радуга из воды»

Для этого нам понадобится таз с водой, зеркало, фонарик и лист белой бумаги.

(Зеркало наполовину погружается в воду и на него направляют включенный фонарик так, чтобы отражение упало на лист белой бумаги.)

Действия таковы:

Надо положить зеркальце в неглубокую миску с водой расположить миску так, чтобы луч света — от фонарика или от солнца угол наклона предметов.

В воде свет должен преломиться и разбиться на цвета, так что на картоне отразится маленькая радуга.

— Как вы думаете, можно ли другими способами ещё получить радугу? (ответы детей) — Как вы думаете, получится ли у нас создать радугу при помощи компакт диска?

Опыт4.  «Фонарь — компакт диск»

— Давайте каждый из вас попробует сейчас создать свою радугу с помощью компакт диска (ответы детей)

Перед каждым из вас лежат компакт диски. Вам необходимо взять диск, попытаться поймать им солнечный луч, направив его на стены. А потом внимательно смотрите, что у вас получится (дети выполняют эксперимент, направляют на диск свет от фонаря и видят все цвета радуги)

— Какая красивая и яркая у вас получилась радуга!

— Итак, ребята, мы с вами доказали, что радугу можно получить и в домашних условиях? (рассуждения детей)

— А хотели бы вы взять с собой домой маленький кусочек радуги?

Опыт5. «Радужная вода»

Воспитатель: я предлагаю вам сделать собственную маленькую радугу - только из четырех цветов – в пробирке. И, конечно же, независимо от погоды. И сейчас я вас этому научу. Мне нужны четыре помощника.

Воспитатель просит налить в чистую пробирку воду слоями с помощью пипетки: синюю, красную, зеленую и желтую краску. Что происходит? (ответы детей)

Воспитатель: Вода смешивается.

- Не расстраивайтесь мои юные волшебники. Для нашего волшебства понадобятся: вода, стеклянные стаканчики, сахар, краски, ложечка и пробирка.

Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 чайную ложку сахара, во 2-й – 2 ч. л., в 3-й – 3 ч. л., в 4-й – 4 ч. л.

В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 чайные ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. (обратить внимание детей на плотность полученной жидкости в каждом стакане). Затем в каждый стакан добавляем несколько капель пищевой краски из пробирки перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

Теперь самое интересное.  Возьмите пипетки и наберите в них содержимое наших стаканчиков. В пробирку при помощи пипетки начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки пробирки.

В пробирке образуются 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое. Ребята перемешалась разноцветная вода в пробирке? (ответы детей)

Воспитатель: Цветная вода ложиться слоями, не перемешивается.

Вот такая «Радужная вода» получилась.

— А почему цветные слои воды не перемешались, мы с вами узнаем при следующей встрече.

Рефлексия

— Вот сейчас, разве не произошло чудо? Ведь вы все оказались волшебниками и смогли сделать чудесную, единственную в мире такую радугу, какая есть только у вас.

Воспитатель: Не устали? Хотите еще один интересный опыт?

Опыт6. «Волшебный стакан».

Ну что, я предлагаю провести наиинтереснейший опыт под названием «Волшебный стакан»

- стеклянная прозрачная емкость

-вода

-пищевые красители (можно заменить гуашью, акварелью и даже соком)

-растительное масло

-любая шипучая таблетка (или мелкая соль)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если в воду добавить подсолнечное масло, что произойдет? (ответы детей: масло останется на поверхности). А почему? (Потому что вода тяжелее масла!). Давайте проверим!

В баночку наливаем обычной воды примерно на треть объема.

Затем добавляем краситель и перемешиваем деревянной палочкой. Наливаем растительное масло. И удивляемся эффекту того, что масло с водой не смешивается, а остается сверху, ввиду разной плотности веществ.

А теперь, я покажу вам самое интересное. В стакан бросаем любую шипучую таблетку. Хотите узнать почему мы видим такую красоту? Когда таблетка смешивается с водой, образуются пузырьки, они начинают подниматься на поверхность и перемешивать воду и масло. И мы видим, как шарики масла бурлят в жидкости.

III Заключительный этап.

Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами повторяли свойства света и светового луча. Что мы узнали нового о световом луче?

Дети: Световой луч по-разному проходит через воду и воздух. На границе воды и воздуха световой луч преломляется. Такой эффект называется преломлением светового луча. Он используется в изготовлении очков, видеокамер, фотоаппаратов и зеркал.

— Скажите: вам интересно было?

— Кто-то удивился? Что нового узнал?

Воспитатель: Дорогие дети! Сколько открытий мы сегодня сделали! Вы теперь можете рассказать о своих опытах мамам и папам, бабушкам и дедушкам, братишкам и сестрёнкам, друзьям и подругам!

Как настоящие учёные раскрывают тайны неизвестности, так и вы сегодня неизвестное сделали известным. Я хочу сегодня каждому из вас присвоить звание «Юный исследователь» (медали вешает на грудь).

Вот и закончилось наше исследование. Но мы не прощаемся. До новых встреч или, как говорят настоящие учёные, до новых открытий!