Цель: расширить знания детей об окружающем мире.
Задачи:
- подвести детей к пониманию того, что освещенность предметов зависит от силы источника и удаленности от него,
- познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта.
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- воспитывать самостоятельность, активность.
Материал к занятию: Фонарики разной мощности, ёмкость с водой, лист черной бумаги с отверстием диаметром 3-5 мм, игрушка (машина), свеча, картина.
Ход занятия:
Мотивационно - ориентировочный этап
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
«Без рук, без ног,
А по стенам прыгает»
Это ребята – луч света.
(Рассматривают иллюстрации. Где хорошо видны лучи света, проходящие сквозь тучу, и объясняет, что свет – это лучи, которые в воздухе невидимы, их можно увидеть в воде или тумане, когда в воздухе очень много частиц воды).
Поисковый этап
Я предлагаю снова отправится в лабораторию и узнать еще много интересного. Что нужно сделать, чтобы нас допустили к работе в лаборатории: в лаборатории все работают в белых халатах и шапочках.
Дети одеваются.
Но прежде, давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории:
- А сейчас я выключу свет и включу фонарик. Что появилось на стене?
(Ответы детей) Световой круг.
- Правильно. Лампа в фонарике засветилась и от неё стали исходить лучи света, отверстие круглое, поэтому и лучи света образуют круг. (Выключаем фонарик. Изображение исчезает. Вставляем кусочек черной бумаги с отверстием диаметром 3-5 мм, включаем фонарик).
- Что изменилось. Почему?
(Ответы детей) Изображение уменьшилось, так как луч света становится тоньше из–за уменьшения отверстия.
Затем направляю луч света на банку с водой и выясняем, что через неё проходит?
(Ответы детей) Луч света.
Воспитатель преграждает луч рукой.
- Что видим на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.).
Воспитатель выключает фонарик.
-Ребята, а сейчас есть тень? (нет)
-А почему не стало тени? (нет света)
-Значит, бывает тень без света? (нет)
«ОБРАЗОВАНИЕ ТЕНЕЙ»
Материал. Настольная лампа, фонарик, игрушка (машина), фигура животного, вырезанная из картона (собачка).
Ход опыта. Поставить фигуру собачки между экраном и источником света, попеременно приближать фигурку то к стене, то к свету. То же самое сделать с игрушкой- машиной.
Результат. Чем ближе игрушка к фонарю, тем больше ее тень на экране. Чем дальше фигурка от фонаря, тем меньше будет ее тень
Вывод. Если какой-нибудь предмет преграждает путь световому лучу, за ним образуется тень. Лучи от источника расходятся веером. Поэтому, если предмет расположен близко к источнику света, он загораживает меньше света и тень от него будет маленькой.
Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют, делают свои фигурки. Поиграем с тенью. (дети показывают различные фигуры)
-Ребята, на основе игры света и тени, люди придумали Теневой театр.
- Продолжаем наше путешествие.
«ВОЛШЕБНЫЕ ЛУЧИ»
ЦЕЛЬ: Понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.
МАТЕРИАЛЫ: Свеча, два фонарика разной мощности.
ХОД ИГРЫ: Взрослый вместе с детьми освещает издалека фонариком картину и предлагает детям определить изображение. Обсуждает, почему плохо видно; что сделать, чтобы разглядеть изображение лучше (приблизить фонарь или заменить его на более сильный). Дети пробуют оба варианта, обсуждают результаты и делают вывод (освещенность зависит от источника: чем он ближе и сильнее, тем больше света, и наоборот).
- Переходим к следующему лабораторному столу.
ИГРЫ С ФОНАРИКОМ
«ИГРУШКИ И ПОСУДА»
При переезде перепутались ящики. Помоги разделить ящики с игрушками и посудой.
«ШКОЛЬНИКИ И МАЛЫШИ: ЧЕЙ РЮКЗАК»
Дети заигрались и перепутали рюкзачки. Помоги определить: чей рюкзачок? Малыша или школьника.
Итог:
Сегодня мы с вами узнали много интересного. Давайте припомним какие опыты мы проводили, какие выводы сделали.
(Ответы детей)
Солнечный луч имеет форму того предмета, через который он проникает.
Солнечный луч отражается от зеркала и появляется солнечный свет на стене.
Солнечный луч не может проникнуть через плотные предметы, а только отражает тень этого предмета.
Что нам помогло узнать это?
(Ответы детей)