РОСИНКА - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ИГРЫ С ФОНАРИКОМ»

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска

Цель: расширить знания детей об окружающем мире.

Задачи:

- подвести детей к пониманию того, что освещенность предметов зависит от силы источника и удаленности от него,

познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта.

- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

      - воспитывать самостоятельность, активность.

Материал к занятию: Фонарики разной мощности, ёмкость с водой, лист черной бумаги с отверстием диаметром 3-5 мм, игрушка (машина), свеча, картина.

Ход занятия:

Мотивационно - ориентировочный этап

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

«Без рук, без ног,

А по стенам прыгает»

Это ребята – луч света.

(Рассматривают иллюстрации. Где хорошо видны лучи света, проходящие сквозь тучу, и объясняет, что свет – это лучи, которые в воздухе невидимы, их можно увидеть в воде или тумане, когда в воздухе очень много частиц воды).

Поисковый этап

Я предлагаю снова отправится в лабораторию и узнать еще много интересного. Что нужно сделать, чтобы нас допустили к работе в лаборатории: в лаборатории все работают в белых халатах и шапочках.

Дети одеваются.

Но прежде, давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории:

  1. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
  2. Внимательно слушать научного руководителя.
  3. Приступать к выполнению опыта только после указания.
  4. Пробовать на вкус, брать в рот, нюхать – в лаборатории запрещено.
  5. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

- А сейчас я выключу свет и включу фонарик. Что появилось на стене?

(Ответы детей) Световой круг.

- Правильно. Лампа в фонарике засветилась и от неё стали исходить лучи света, отверстие круглое, поэтому и лучи света образуют круг. (Выключаем фонарик. Изображение исчезает. Вставляем кусочек черной бумаги с отверстием диаметром 3-5 мм, включаем фонарик).

- Что изменилось. Почему?

(Ответы детей) Изображение уменьшилось, так как луч света становится тоньше из–за уменьшения отверстия.

Затем направляю луч света на банку с водой и выясняем, что через неё проходит?

(Ответы детей) Луч света.

Воспитатель преграждает луч рукой.

- Что видим на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.).

Воспитатель выключает фонарик.

-Ребята, а сейчас есть тень? (нет)

-А почему не стало тени? (нет света)

-Значит, бывает тень без света? (нет)

«ОБРАЗОВАНИЕ ТЕНЕЙ»

Материал. Настольная лампа, фонарик, игрушка (машина), фигура животного, вырезанная из картона (собачка).

Ход опыта. Поставить фигуру собачки между экраном и источником света, попеременно приближать фигурку то к стене, то к свету. То же самое сделать с игрушкой- машиной.

Результат. Чем ближе игрушка к фонарю, тем больше ее тень на экране. Чем дальше фигурка от фонаря, тем меньше будет ее тень

Вывод. Если какой-нибудь предмет преграждает путь световому лучу, за ним образуется тень. Лучи от источника расходятся веером. Поэтому, если предмет расположен близко к источнику света, он загораживает меньше света и тень от него будет маленькой.

Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют, делают свои фигурки. Поиграем с тенью. (дети показывают различные фигуры)

-Ребята, на основе игры света и тени, люди придумали Теневой театр.

- Продолжаем наше путешествие.

«ВОЛШЕБНЫЕ ЛУЧИ»

ЦЕЛЬ: Понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.

МАТЕРИАЛЫ: Свеча, два фонарика разной мощности.

ХОД ИГРЫ: Взрослый вместе с детьми освещает издалека фонариком картину и предлагает детям определить изображение. Обсуждает, почему плохо видно; что сделать, чтобы разглядеть изображение лучше (приблизить фонарь или заменить его на более сильный). Дети пробуют оба варианта, обсуждают результаты и делают вывод (освещенность зависит от источника: чем он ближе и сильнее, тем больше света, и наоборот).

- Переходим к следующему лабораторному столу.

ИГРЫ С ФОНАРИКОМ

«ИГРУШКИ И ПОСУДА»

При переезде перепутались ящики. Помоги разделить ящики с игрушками и посудой.

«ШКОЛЬНИКИ И МАЛЫШИ: ЧЕЙ РЮКЗАК»

Дети заигрались и перепутали рюкзачки. Помоги определить: чей рюкзачок? Малыша или школьника.

Итог:

Сегодня мы с вами узнали много интересного. Давайте припомним какие опыты мы проводили, какие выводы сделали.

(Ответы детей)

Солнечный луч имеет форму того предмета, через который он проникает.

Солнечный луч отражается от зеркала и появляется солнечный свет на стене.

Солнечный луч не может проникнуть через плотные предметы, а только отражает тень этого предмета.

Что нам помогло узнать это?

(Ответы детей)