РОСИНКА - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ВСЁ УВИДИМ, ВСЁ УЗНАЕМ»

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска

Цель: расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки.

Задачи:

- воспитывать интерес к собственным высказываниям и высказываниям сверстников о наблюдаемых объектах и явлениях природы;

- познакомить детей с увеличительным прибором – лупой и принципом её работы;

- способствовать расширению знаний об окружающем мире.

- развивать любознательность, пытливость, терпение, умение доводить начатое до логического конца;

- пополнять активный и пассивный словарь.

Материал и оборудование: лупа для каждого ребенка, фонарик, очки с линзами хамелеон, цветные камушки, песок, карточки с мелкими картинками

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, сегодня мы с вами попали в волшебную комнату. Что вы видите? Вам всё хорошо видно? Что позволяет нам видеть окружающие предметы? (Глаза) Вы уверены? Проверим? Закрыть глаза ребенку, спросить у него, что изменилось? А вы хотите узнать, что еще нам позволяет видеть окружающий мир?

Отправляемся в лабораторию?

Воспитатель: В лаборатории есть всё необходимое. Но сначала давайте повторим правила поведения в лаборатории:

- Работать в лаборатории нужно в специальной одежде.

- Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно.

- Не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.

Воспитатель: Дети, вы находитесь в научной лаборатории, и я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведет к открытиям. Давайте вспомним, чем мы уже занимались в лаборатории?»

Дети: «Экспериментировали, проводили различные опыты.

Воспитатель: Приглашаю в лабораторный зал №1.

Что мы видим вокруг? (гаснет свет) А теперь что мы видим? Почему? (включаю фонарик, направляю вниз) Теперь что мы видим? Все хорошо вокруг мы можем рассмотреть? Почему? (включаю свет) Что изменилось? Хорошо все видно? Какой можно сделать вывод? (Чтобы хорошо видеть окружающие предметы необходим источник свет, чем больше и сильнее, тем лучше)

Воспитатель: Проходим в следующий зал.

Ребята, отгадайте загадку:

 «Два кольца, два крючка, посереди сиделка,

 На носу они сидят и все людям говорят»

- Что это? Правильно, очки.

Во всех очках есть линзы и наука, которая изучает свойства линз, называется «оптика».

Для чего нужны очки? (чтобы лучше видеть). Линзы бывают разными: одни увеличивают предметы, другие уменьшают.

Опыт с очками, в которых линзы хамелеоны. Зачем нужны такие очки? (Чтобы защитить глаза от яркого света)

Воспитатель: Человек любознателен, ему хочется все знать, рассмотреть строение листа, узнать, из каких частичек состоит кровь. Так появилась лупа. А знаете, как всё начиналось?

- Давным-давно, мастер стекольщик проверял сделанные им стекла, отбрасывал брак. Одно стеклышко получилось кривым, мастер просто так, случайно, посмотрел сквозь него. Буквы, на которые посмотрел мастер из маленьких вдруг стали большими. Он сначала очень испугался, а потом подумал, что с таким стеклом он будет лучше видеть. Так люди стали пользоваться лупой.

-С помощью лупы учёные увидели то, чего не могли разглядеть раньше. Например, строение цветка растений, глаза, усики, ножки насекомых и т. д.

-Лупа-простейший увеличительный прибор, состоящий из линзы, оправы и ручки.

-Возьмите лупу в правую руку и рассмотрите рисунки на листочке бумаги (дети рассматривают)

-Что вы заметили? (ответы детей: маленькое стало большим)

- Смотрите какие интересные предметы находятся перед вами. Давайте перечислим их (дети перечисляют). Возьмите лупу и поднесите к глазам. Что вы видите? (предметы ближе, чётче). А теперь приступим к исследованиям.

  1.  Рассмотреть через увеличительное стекло птичье перо. Что напоминает структура?
  2.  Рассмотреть стеклянный камушек. Что можно увидеть?
  3.  Предлагает рассмотреть песок на тарелочках при помощи лупы.

- Из чего состоит песок?

- Как выглядят песчинки?

- Похожи ли песчинки одна на другую?

- Чем похожи, и чем отличаются песчинки?

Вывод: песок состоит из песчинок.

Экспериментирование «Измерение размеров изображения с помощью различных линз»

Цель: познакомить с оптическим прибором – линзой; сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Материал: лупы, очки, различные предметы: перышки, травинки, веточки.

Ход: рассматривание лупы, наблюдение за изменениями размеров предметов

и изображений через лупу.

Вывод: при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза. 

Воспитатель: я вас приглашаю в следующий зал.

- Ребята, здесь письмо от профессора Чудакова. Он пишет: «Дорогие мои ребята у меня случилась беда. Я хотел провести, очень важный опыт, рассмотреть под лупой бантик. Но по своей рассеянности разбил лупу. И теперь не знаю, чем можно заменить ее. Мне сказали, что вы самые лучшие экспериментаторы в этом садике. Помогите мне пожалуйста».

-А как вы думаете, другие предметы могут заменить лупу? Проверим?

Практическая часть:

У меня на столе стеклянная банка, пищевая пленка и вода, как вы думаете можно из этих предметов сделать лупу? Ребят, давайте положим бантик в банку. Посмотрите на нее, какого она размера. Теперь горло банки затянем пищевой пленкой, но не натягиваем ее, а, наоборот, продавим ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжем пленку веревкой или резинкой, а в углубление нальем воды.

У нас получилась чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали. (Дети заглядывают в банку)

-Ребят, посмотрите на дно банки, что вы видите?

-Увеличился ли бантик?

-Можем ли мы обойтись без лупы?

Вывод: О чем мы сегодня узнали? Для чего нам нужна лупа? Можем ли мы заменить лупу другими предметами? Чем мы можем заменить лупу?

«Дорогие мои ребята у меня случилась беда. Я хотел провести, очень важный опыт, рассмотреть под лупой бантик. Но по своей рассеянности разбил лупу. И теперь не знаю, чем можно заменить ее. Мне сказали, что вы самые лучшие экспериментаторы в этом садике. Помогите мне пожалуйста».

«Волшебный стакан». Ну что, уважаемые коллеги, я предлагаю провести наиинтереснейший опыт под названием «Волшебный стакан»

- стеклянная прозрачная емкость

-вода

-пищевые красители (можно заменить гуашью, акварелью и даже соком)

-растительное масло

-любая шипучая таблетка (или мелкая соль)

ОО: Ребята, как вы думаете, если в воду добавить подсолнечное масло , что произойдет? (ответы детей: масло останется на поверхности). А почему? (Потому что вода тяжелее масла!). Давайте проверим!

В баночку наливаем обычной воды примерно на треть объема.

Затем добавляем краситель и перемешиваем деревянной палочкой

Наливаем растительное масло. И удивляемся эффекту того, что масло с водой не смешивается, а остается сверху, ввиду разной плотности веществ. А теперь, я покажу вам  самое интересное. В стакан бросаем любую шипучую таблетку. Хотите узнать почему мы видим такую красоту? Когда таблетка смешивается с водой, образуются пузырьки, они начинают подниматься на поверхность и перемешивать воду и масло. И мы видим, как шарики масла бурлят в жидкости.

ОО: Дорогие дети! Сколько открытий мы сегодня сделали! Вы теперь можете рассказать о своих опытах мамам и папам, бабушкам и дедушкам, братишкам и сестрёнкам, друзьям и подругам! Для того, чтобы нам легче было рассказать про наши открытия, я предлагаю вам закрепить наши знания (детям раздаются конвертики, в которых лежат символы всех проведенных опытов. Ребята вспоминают каждый опыт, выбирают символ и наклеивают на лист картона).

ОО: Уважаемые мои коллеги, ваш труд не прошёл даром. Как настоящие учёные раскрывают тайны неизвестности, так и вы сегодня неизвестное сделали известным. Я хочу сегодня каждому из вас присвоить звание «Юный исследователь» (медали вешает на грудь).  И еще, я дарю вам свою книгу, свое сокровище, где собраны все мои опыты.

ОО: Вот и закончилось наше исследование. Но мы не прощаемся. До новых встреч или, как говорят настоящие учёные, до новых открытий!