РОСИНКА - «Русская народная сказка как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста»

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска

Скачать презентацию: на опыт работы.pptx

Обучение родному языку – главная задача интеллектуального развития ребенка.  Исследователи, занимающиеся вопросами развития речи, отмечают, что основным условием успешного обучения дошкольников является своевременное и полноценное формирование речи. Работа по развитию речи одно из важных направлений в системе воспитания и обучения дошкольников.

Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих взрослых. В настоящее время в силу занятости родителей дети, в том числе и дошкольники все больше времени проводят за компьютером и телевизором, редко слушают рассказы взрослых. В связи с этим возникают трудности в развитии образной речи.

Вопросы развития образной речи рассматривались в исследованиях Н.В.Гавриш, Е.В.Савушкиной, Е.М.Струниной, О.С.Ушаковой, Л.Г.Шадриной, А.Е.Шибицкой и других авторов.

Развитие образной речи является важной составляющей частью воспитания культуры речи, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.

Для решения поставленных задач использовались различные формы работы:

  1. непосредственная организованная образовательная деятельность;
  2. игровая деятельность детей;
  3. самостоятельная деятельность детей;
  4. художественно-творческая деятельность детей;
  5. чтение художественной литературы по тематике программы, беседы по прочитанному.

          Для понимания детьми старшего дошкольного возраста образных средств речи необходимо:

- использование наглядного материала, раскрывающего разнообразие образных средств в произведениях искусства (описание предметов с указанием их наглядных признаков: цвет, форма, величина, материал; и ненаглядных – грустный, веселый и т.д.);

- включение речевых игр и упражнений, направленных на развитие умений употреблять различные образные средства в словосочетании, предложении, тексте (выделение в литературном произведении эпитетов, сравнений,  использование синонимов и антонимов).

В соответствии с этим составлен тематический план по развитию образной речи и ознакомлению с русской народной сказкой, рассчитанный на 2 года.

Развитие образной речи у детей посредством русской народной сказки осуществлялось по четырем направлениям.

  1. Метод наблюдения. Вместе с детьми рассматривали, какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления.

Учили детей словесному рисованию по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки. С детьми после чтения сказки рисовали, восстанавливая в памяти различные ее эпизоды. Данный метод  облегчает процесс пересказа  сказки. Детские рисунки сопровождали словесными рассказами и пояснениями.

  1. 2. Метод сравнения. Детям предлагались игры на сравнение «Кто на кого похож? Что на что похоже? У кого сравнение точнее, у кого – самое неожиданное и в то же время точное?». Например, при сравнении двух русских сказок: «Морозко» и «Сивка-бурка» дети отвечали на вопросы: что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Какие другие сказки они напоминают?
  2. 4. Эксперимент с художественным образом. При пересказе происходило проигрывание разных ролей. Ребенок учитывал в своем пересказе речевые особенности героя, его характер, отношения с другими персонажами книги.
  3. 5. Оценка и суждение. Вспомнив прослушанную сказку, дети аргументировано доказывали достоинства своего героя, выделяли любимую сказку из прослушанных.

С детьми проводились беседы о прочитанном В доступной форме детям рассказывали о русских и зарубежных сказочниках. Беседы с детьми дали возможность оценить, насколько понято содержание художественного произведения, обсуждение сказки продолжалось  в форме игры-беседы с ее персонажами. В процессе развития образной речи у детей старшей группы  использовали пространственную модель построения сказки. Для построения пространственной модели дети должны хорошо знать сказку, чтобы четко выделить основные ее эпизоды. Основных элементов может быть не более 8–10, т. к. любая сказка подчиняется следующей логике: пропажа, потеря объекта, герой отправляется в путь, появление добрых помощников, герой проходит испытания, как правило, на границе двуцарствия и, наконец, находит объект.

Во время организации самостоятельной деятельности особое внимание уделялось играм, объединяемых общей сказочной ситуацией, которая задавалась  сказочными персонажами (Баба Яга, Василиса прекрасная) и сказочных предметов (волшебная шкатулка и т.д.).

Большое внимание уделяли оформлению книжного уголка, привлекая  детей, советовались с ними: «Как вы думаете, на какую тему лучше оформить уголок?». Давали задание на дом: сделать подбор иллюстраций по заданной теме. Оформляли альбомы, готовили наборы открыток.

Добиться успеха в данной работе можно только во взаимодействии с родителями. Поэтому на родительском собрании провели консультацию на тему: «Приемы обучения детей рассказыванию».

Реализация всего намеченного содержания с использованием разнообразных методов и приемов обучения положительно повлияла на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста. Обогатились представления детей о структуре связного высказывания, способах соединения отдельных его частей в единое целое. В своей речи дети стали больше использовать образных, красочных выражений. Улучшилось качество интонационной выразительности речи. Сократилось количество пауз и повторов.

Анализ  проведенной работы показал, что  система мероприятий по развитию речи  на основе использования русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ способствует повышению уровня развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста. Русские народные сказки использовались в интегрированной форме – в процессе непосредственно-образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности (игра, досуг, отдельные режимные моменты).

Результаты исследования уровня развития образной речи в самостоятельных связных высказываниях показали, что дети самостоятельно сочиняют сказку, используя выразительные средства. В соответствии с сюжетом придумывают название, соблюдают композицию (начала, середина, конец), достаточно используют средства  образности: синтаксические (прямую речь, уточнения, повторы), лексические (эпитеты, определения, эмоциональную оценочную лексику). Метафоры и сравнения встречаются в единичных случаях, но вместе тем дети в своих сочинениях используют сказочные обороты, выражения.  Дети умеют различать жанр, понимать специфические особенности содержания произведения. Значительная часть детей  понимают содержание фразеологизмов.