РОСИНКА - Тренинг для родителей «Моя семья»

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска

Разработали: Скробова Е.А. Дорошкевич Т.Г.

Цель:

-установление позитивного взаимодействия, осознание ролевых функций -членов семьи, мотивация родителей на социально значимые семейные ценности.

Задачи:

  • определить понятие семьи, ее функции, нравственные основы;
  • определить сложившиеся отношения между членами семьи;
  • формулировать традиции и нравственные основы семьи;
  • моделировать наиболее комфортные отношения для своей семьи;
  • моделировать благоприятное взаимодействие детей и родителей;

Материал: мяч, бумажные ладошки детей, листы бумаги А4, цветные карандаши,

фломастеры, магнитофон, музыкальные записи.

Ход

Сколько написано в мире статей
И сколько прочитано лекций умных
О том, как воспитывать нам детей,
Пытливых и добрых, смешных и шумных.
Советы несутся со всех сторон;
Пишут ученые, и писатели,
И методисты, и воспитатели,
Иные из кожи аж лезут вон.
Пишут о строгости и о такте,
Что благо, а что для учебы враг.
Твердят, что воспитывать надо так-то,
А вот по-иному нельзя никак!
Тысячи мнений простых и сложных,
Как разные курсы для корабля,
О том, что любить надо осторожно
И мудрости вдалбливать детям должно
С первых шагов, ну почти с нуля.
Все верно, беда, коли мало знаний.
И все-таки в этом ли только зло?
А что как успехов при воспитанье,
Добиться не так уж и тяжело?!
Нет, беды не сами собой являются,
Хотите вы этого, не хотите ли,
И дети с пороками не рождаются,
А плюсов и минусов набираются
Все чаще от мудрых своих родителей.
Все ждут, чтоб горели глаза ребят
Незамутненно, светло и ясно.
И детям с утра до темна твердят,
Что надо быть честным, что ложь ужасна.
Но много ли веры внушеньям этим?
Ведь если родители сами лгут,
На службе и дома, и там и тут,
Лгут просто, как будто бы воду пьют,
Откуда же взяться правдивым детям?!
А совесть? Всегда ли она слышна?
Ведь если мы, словно играя в прятки,
Ловчим иль порою хватаем взятки,
Да всем нашим фразам лишь грош цена!
И кто будет верить словам о том,
Что вреден табак и спиртное тоже,
Коль взрослые тонут в дыму сплошном
И кто-то нарежется так вином,
Что только у стенки стоять и может!
А что до красот языка родного,
То все хрестоматии – ерунда,
Коль чадо от папочки дорогого
Порой понаслышится вдруг такого.
Что гаснут аж лампочки от стыда!
Как быть? Да внушать можно то и се,
А средство, по-моему, всем по росту,
Тут все очень сложно и очень просто:
Будьте хорошими. Вот и все!

(Э. Асадов)

ХОД

-Добрый вечер, дорогие родители! Сегодня наша встреча посвящена семье. Кто может сказать, что такое семья?

-Правильно, вы все молодцы! Семья – прежде всего самые близкие и родные люди. У каждого из вас есть семья, ваши родные и самые близкие люди. Они заботятся о вас, дарят любовь. Семья является опорой для каждого из вас. Мы очень рады, что у каждого из вас есть семья, где вас любят, ждут, заботятся о вас, приходят на помощь.

-Наш тренинг мне хотелось бы начать с приветствия.

вначале я предлагаю вам немножко окунуться в мир детства и поиграть в игру «Здравствуйте!»

Давайте встанем и поздороваемся со своим соседом несколькими способами, принятыми в различных странах. Я называю страну и форму приветствия, а вы выполняете действия:

В России принято пожимать друг другу руки.

В Италии – горячо обниматься.

В Бразилии - хлопать друг друга по плечу.

В Зимбабве – трутся спинами.

В Македонии – здороваются локтями.

В Никарагуа – приветствуют друг друга плечами.

Большое спасибо, присаживайтесь.

Я вижу на ваших лицах появились улыбки и вы готовы к дальнейшему общению.

  1. Игровой приём: «Пирамида добра»

Участники встают в круг. Педагог спрашивает: «Что доброго, хорошего Вы хотите пожелать всем нам?». Предлагает по очереди протянуть в середину круга руку ладонью вверх и произнести пожелание. После того как все выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добра, ведущий тихонько раскачивает её со словами «Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!» - подталкивает ладони игроков вверх, рассыпая пирамиду.

Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.

Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы.

  1. “Портрет”.

Участникам раздаются листочки формата А4. Каждый рисует свой портрет, но необычным способом: вместо глаз – что люблю видеть, на что смотреть; нос – нюхать, вдыхать ароматы; уши – слышать или слушать; волосы – мечты и фантазии; рот – кушать, чувствовать. (звучит спокойная музыка).

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. По мере взросления ребёнка родительская любовь всё больше выполняет функцию поддержания безопасности внутреннего, психологического мира человека. Поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Никогда ни при каких условиях у ребёнка должно возникать сомнений в родительской любви. Казалось бы, сколь нередки высказывания типа:

- “Нет, не такого ребёнка мы хотели иметь”.

- “Я ему всё отдаю, а он не ценит”.

- “Не знаю в кого он такой уродился” и пр.

За этими фразами - внутреннее неприятие своего ребёнка, эмоциональный дефицит в отношениях с ним.

Многие родители считают, что нельзя показывать детям свою любовь к ним, что это ведёт к избалованности, эгоизму и пр. Но это совсем не так. Любовь, которая реализуется понимать и слушать маленького человека.

4Упражнение "В детстве я мечтала… "

Участники бросают мяч друг другу со словами: "В детстве я мечтала…»

Это упражнение способствует погружению родителей в детское эго-состояние

  1. «Встаньте те, кто…»

Участникам предлагается вставать, если описание подходит:

- вместе читают книжки;

- имеют общее увлечение;

- помогают маме мыть посуду;

- помогают маме выносить мусор;

- вместе путешествуют.

Психологи выделяют несколько установок:

- Ваш малыш ни в чём не виноват перед вами. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил вам эти проблемы.

- Ваш ребёнок не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лично помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности, интересы и создав условия для их реализации.

- Ваш ребёнок далеко не всегда и совсем не обязательно будет послушным и милым.

- Во многих капризах малыша повинны вы сами, ведь вы стали требовать от него то, что он попросту не может вам дать в силу особенностей возраста или характера. Вы не желали принимать его таким, каким он есть.

- Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах. Именно эти пять принципов отношения к ребёнку определяют воспитательный климат семьи и задают весь строй личности ребёнка.

7 Пальчиковая гимнастика “Моя семья”.

Все встают в круг и сжимают пальцы ведущей руки в кулак. Вместе с педагогом повторяют текст и выполняют движения:

Пальцы - дружная семья.

Друг без друга им нельзя.

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их).

Вот большой! А это - средний.

Безымяный и последний - наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)

Будем их соединять и движенья выполнять.

(Каждый палец руки соединяем поочередно к большому).

Наказывая, подумай: “Зачем?”

7 правил для всех:

- Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

- Если есть сомнение, не наказывайте.

- Даже если проступков много, наказание может быть только одно, за все сразу, а не поодиночке – за каждый, - не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.

- Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Риск внушить ребёнку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск душевного развития.

- Наказан - прощён. Не мешайте начинать жизнь сначала.

- Без унижения!

  1. Упражнение «Нравственные основы семьи

- Назовите нравственные принципы, по которому живет семья: «Взаимное уважение в семье», «Забота о воспитании детей», «Один за всех, все за одного». Какой бы нравственный принцип мы ни взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей. Сформулируйте нравственные основы своей семьи.

Так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети своих родителей.
Родителям это всегда, признаться,
Обидно и странно. И все же, и все же
Не надо тут, видимо, удивляться
И обижаться не надо тоже.
Любовь ведь не лавр под кудрявой кущей,
И чувствует в жизни острее тот,
Кто жертвует, действует, отдает,
Короче: дающий, а не берущий.
Любя безгранично детей своих,
Родители любят не только их,
Но плюс еще то, что в них было вложено:
Нежность, заботы, труды свои,
С невзгодами выигранные бои,
Всего и назвать даже невозможно!
А дети, приняв отеческий труд
И становясь усатыми "детками",
Уже как должное все берут
И покровительственно зовут
Родителей "стариками" и "предками".

Когда же их ласково пожурят,
Напомнив про трудовое содружество,
Дети родителям говорят:
– Не надо, товарищи, грустных тирад!
Жалоб поменьше, побольше мужества!
Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети своих родителей.
И все же – не стоит детей корить.
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей растить,
Все перечувствовать, пережить
И побывать в "стариках" и "предках"!

(Э. Асадов)

Наша встреча подошла к концу.

  1. Игра «Ключевое слово»

Участникам педагогического взаимодействия предлагается по цепочке называть вслух свое ключевое слово (ценность, впечатления, отношение, рекомендации и т. д.) по прошедшему мастер-классу.

Давайте мы все сядем в один большой круг, и каждый расскажет, в какую игру ему сегодня больше всего понравилось играть и почему, что лучше всего удалось сегодня, что особенно порадовало и т. д.