В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от нас педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящих у истоков становления личности. Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст. 14), педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования дало новый толчок развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, которая организуется за счет таких форм работы как:
Эти формы работы позволяют на этапе завершения дошкольного образования достичь следующих целевых ориентиров, которые определены в ФГОС ДО: ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач дошкольного учреждения поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей. Роль развития опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей. Дошкольники учатся во время эксперимента ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует речевое развитие. В процессе организации экспериментальной деятельности предполагается решение следующей цели: развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Для реализации цели определены образовательные задачи:
Для детей каждого возрастного периода следует подбирать игры-эксперименты и опыты, соответствующие их ведущей игровой деятельности. Так, например, в младшем возрасте эксперименты должны быть предметного содержания, поскольку познавательная жизнь ребенка до трех лет строится вокруг мира предметов и манипуляций с ними. В среднем дошкольном возрасте экспериментирование все больше напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребенка. В игре 4-5 летнему дошкольнику дается определённый сюжет, подводящий его к эксперименту или цепочке экспериментальных действий, или предлагается роль, которая позволит малышу экспериментировать в заданных условия. Учитывая, что пик познавательного интереса происходит на 4-5 лет, игры-экспериментирования и опыты для детей среднего дошкольного возраста – это игры с широким познавательным контекстом. Ребенок должен получать в такой игре ответы на все интересующие его вопросы. Для детей старшего дошкольного возраста экспериментирование ориентировано на «исследовательскую деятельность», обеспечивающую как можно больше «культурной практики» ребенку 5-7 лет. Такая практика позволяет ребенку самостоятельно обобщить имеющиеся у него знания и представления в систему знаний, установить простейшие причинно-следственные связи, сделать правильные выводы. Самое главное, что ребенок делает их самостоятельно при косвенном участии взрослого. Эксперименты и опыты, проводимые в дошкольном учреждении можно классифицировать по следующим позициям:
Непосредственно образовательная деятельность является основной формой работы с детьми в дошкольном учреждении. И мы все знаем, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. Опытно-экспериментальную работу во время непосредственно образовательной деятельности я строю по пяти взаимосвязанным направлениям:
Организуя работу с детьми важно, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Таким образом, обеспечивается личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (вместе, на равных, как партнеры). В организации и проведении опытов в непосредственно образовательной деятельности выделяются несколько этапов:
Разберем этапы на конкретном примере.
Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде; воспитание экологической культуры дошкольников; ознакомление детей со свойствами воды (жидкая, прозрачная, бесцветная, льется, ее пьют, готовят пищу).
В процессе работы я поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время стараюсь не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы. Мы с детьми практикуем фиксирование результатов графически, т.е. оформляем в рисунках, схемах.
Любой эксперимент можно осуществлять в 2 вариантах:
Помимо запланированных экспериментов, в непосредственно образовательной деятельности особо интересны эксперименты, которые условно называются "ответ на вопрос ребенка". Выслушав вопрос, я не отвечаю на него, а советую ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, будет ли воробей есть творог!» Или: «Ребята, Коля спрашивает, нужно ли сегодня поливать цветы, как проверить?», «Ребята, Женя говорит, что под снегом травы нет, а Лена считает, что есть. Как это узнать?». Такие эксперименты наиболее важны, так как организуются по запросу ребенка, дети принимают в них активное участие и самое главное, получают ответы на свои вопросы.
Любая опытно-экспериментальная деятельность должна соответствовать возрасту и возможностям детей.
Например: изучая свойства песка, малыши делают вывод, что сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок темный, из него легко лепить, но невозможно сделать рисунок, так как он не сыплется. Наблюдая за ветром, дети приходят к выводу, что при наличии ветра лопасти бумажных вертушек и султанчики вращаются медленно или с ускорением. Знакомясь со свойствами бумаги и ткани, ребята замечают, что бумага рвется. В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает в воде. Ткань состоит из ниток, мнется, ее легко стирать и гладить). Очень интересны и увлекательны опыты с воздухом, так как он не видим. Дети с удовольствием запускают воздушного змея, чтобы увидеть порывы ветра, движение воздушных масс. Набирают в полиэтиленовые мешки воздух и замечают, что они становятся плотными, упругими. Дуют через трубочку на поверхность воды, при этом образуются волны и пузыри. А если через трубочку подуть на небольшой предмет, то он начнет двигаться. Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.
Очень важно, чтобы в процессе проведения опытов был задействован каждый ребенок.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных готовых знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремится к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
В период дошкольного детства вся деятельность ребёнка подчинена одной из ведущих потребностей – познанию окружающего мира и себя в нём. Главным средством удовлетворения этой потребности является освоение действительности за счет ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений.
Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят в тот же момент получить на них ответы. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, детский интерес быстро пропадает. Поэтому один из способов знакомства детей с окружающим миром – научиться отвечать на любые вопросы детей, а ещё лучше - научить детей самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы, выдвигать и проверять свои предположения. Достичь этого можно используя метод экспериментирования, который позволяет формировать элементарные представления об окружающем мире и мире природы; развивать устойчивый познавательный интерес, исследовательские способности и практические умения детей. Проведение экспериментов позволяет не только удовлетворять потребность в познании окружающего мира, расширять представления с учетом возрастных особенностей, но сделать детей активными участниками исследовательской и поисковой деятельности.
Одним из наиболее важных условий реализации метода экспериментирования является правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда. Среда должна создавать условия для: - возможности проявления самостоятельных действий с природным и рукотворным материалом;
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать необходимые условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.
Я представлю условия для экспериментирования, созданные в нашем дошкольном учреждении:
Задачи уголка экспериментирования:
Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе
В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены: