Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соответствии с определением ФГОС – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
В качестве одного из средств, помогающих сохранить эмоциональное благополучие ребенка в детском саду может служить интересная и доступная для него театрально-игровая деятельность.
Развитие творческой активности ребенка, его эмоций и чувств, раскрепощение поведения дошкольника, создание максимально комфортной ситуации общения детей друг с другом и воспитателем – актуальные проблемы современной педагогической науки и практики.
Детское творчество особенно проявляется в играх – драматизациях, в основе которых лежит народный фольклор: это сказки, потешки. Как правило, сюжет и игровые действия здесь определены самим содержанием произведения и обыгрывая сюжет, ребенок закрепляет, уточняет и расширяет знания об окружающем. Но чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями. П.Блонский считал, что все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством, значит и игры – драматизации можно назвать творческой игрой.
Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.
Такие игры возникают в том случае, если ребенок освоил сказку или потешку как художественное произведение, а взрослый обеспечил творческий, импровизационный характер этого освоения. Для сохранения игровой сущности потешки важно обеспечивать активную позицию ребенка в этом освоении. Партнерский стиль общения позволяет детям проявлять творческое начало не под руководством воспитателя, а вместе с ним. Результатом педагогического влияния становится появление у дошкольников творческой активности, мотивов творческой деятельности, потребности в самовыражении.
Цель
Задачи
Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа) и рассчитана на 14 недель.
Срок реализации программы: 2015-2016 г.г.
Формы и режим кружковой работы:
Работа с детьми включает в себя творческую деятельность детей, как совместную, так и самостоятельную:
В рабочей программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования.
Кружковая работа проводится 2 раза в месяц по 15- 20минут, 14 раз в год.
Содержание программы
Одна из главных задач современного педагога – научить детей культуре здорового и безопасного образа жизни. Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов и болезней. Эмоциональную сферу можно рассматривать как один из главных факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду – это его положительные эмоции, чувство эмоционального комфорта, защищенности и доверия, важное условие сохранения его психического здоровья.
Театральная деятельность помогает развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.
Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Условия, благоприятные для развития театрализованных игр:
Календарно – тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема |
1 |
октябрь |
«Давайте познакомимся Цель: Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог. |
2 |
октябрь |
«Заюшкина избушка» (театр конусной игрушки) Цель: Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки. |
3 |
ноябрь |
«Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один» Цель: Познакомить детей со сказкой «Лиса, заяц и петух»; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений. |
4 |
ноябрь |
«Ох, и хитрая лиса! Трудно выгнать, да! » Цель: Рассказывание сказки с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения; учить сочетать речь с пластическими движениями. |
5 |
декабрь |
Тема: «Для деда, для бабы Курочка – Ряба яичко снесла». Цель: Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней. |
6 |
декабрь |
Игра – импровизация на новогоднем утреннике Цель. Создать условия для свободной импровизации |
7 |
январь |
«Быстро времечко пройдет, и Репка подрастет». Цель: Вызвать интерес к прослушиванию сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение через подражание повадкам животных, их движениям. |
8 |
январь |
Сказка «Колобок». Цель: Развивать имитационные навыки; развивать фантазию. Продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умение имитировать движения персонажей театрального действия. |
9 |
февраль |
«В тесноте, да не в обиде» (по сказке «Рукавичка») цель: Учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества; учить сочетать речь с движением, развивать воображение. |
10 |
февраль |
Упражнение: вести рассказ от первого лица и рассказать о себе: «Я маленький зайчик», и т. д. Цель. Создать условия для сочетания в роли движения и слова, развивать чувство партнерства. |
11 |
март |
Восприятие и обыгрывание потешки. Цель. Развитие у детей умений художественного восприятия игровых образов, понимание характера героя потешки, особенностей его поведения, эмоциональные отношения. |
12 |
март |
Игра - драматизации по сказке «Почему плакал котенок» Цель. Создать необходимые условия для драматизации этой сказки, развивать интерес к театрально – игровой деятельности. |
13 |
апрель |
«Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить». Цель. Отождествление себя с театральным персонажем; развивать внимательность; сочетание движения и речь; закреплять знания об окружающем. |
Литература: