РОСИНКА - Третий год жизни, или Возраст «безграничного трудолюбия»

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска

Третий год жизни считается переходным этапом в развитии ребенка – к концу года малыш становится младшим дошкольником. Предметная деятельность  попрежнему занимает ведущее место в развитии ребенка, но преобретает новые черты. С каждым днем малыш становится все более самостоятельным и умелым. Руки ребенка в постоянной работе, в постоянном движении. Наблюдая за детьми этого возраста, можно увидеть, сколько успеет достать, потрогать, разобрать, поломать. Он уже достаточно хорошо владеет специфическими действиями, знает назначение бытовых приборов и хорошо умеет пользоваться ими.

Психологи считают, что переход от пробы к умению – важнейшее достижение этого возрастного этапа. Двухлетний ребенок, выполняя дидактическую задачу, при помощи 2 -3 проб находит правильное решение. Это и есть мышление в действии.

 Между двумя -  тремя годами становится особенно заметным значительный скачок в общем развитии ребенка, вызванный овладением речью. На  третьем году обычно все дети начинают охотно и много говорить.

Интенсивное развитие активной и пассивной речи в этот период приводит к тому, что общение все более становится не только предметно-действенным, но и речевым.

С  третьего года жизни слово становится регулятором поведения ребенка. Его действия начинают подчиняться словесно выраженному запрету, просьбе. Освоение правил и требований, выраженных словами, имеет большое значение для развития воли ребенка, выдержки и настойчивости. Пользуясь речью, малыш может вступать в контакт с другими детьми, играть с ними. К трем годам для ребенка становится важным не только процесс действия, но и результат. Ребенок ставит цели, достижение которых соответствует общепринятому результату, например, правильно сложить матрешку, правильно надеть колготки, обувь. Проявляется способность самостоятельно оценивать полученный результат в соответствии с исходным замыслом. С возникновение этой способности ребенок обретает такое важное личностное качество, как самостоятельность. Именно в этом возрасте ребенок произносит известную фразу «я сам» и ограничивает участие взрослых в своих делах. Если взрослые не принимают во внимание возросшую потребность ребенка к самостоятельности, это приводит к возникновению упрямства, желания делать все наперекор требованиям взрослых.

В процессе общения, игры, в ходе предметной деятельности происходит дальнейшее развитее психических процессов восприятия, памяти, мышления, формируются новые интересы и требования.

От 2,5 до 3 лет интенсивно развивается воображение. Ребенок может действовать в воображаемой ситуации. Например, во время игры взрослый побуждает детей пройти тихо мимо спящего мишки и не разбудить его, или весело погреметь погремушками, чтобы разбудить солнышко и птичек.

На третьем году жизни внимание малыша еще неустойчиво, но сосредоточение на деятельности, которая для него эмоционально значима, более длительно. Ребенок может заниматься ею 10 – 12 минут.

У детей на третьем году жизни преобладает эмоционально – зрительная память. Малыши сравнительно быстро запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное и услышанное, если это вызвало их интерес. На протяжении третьего года совершенствуются процессы запоминания, а с развитие речи воспоминания могут быть вызваны уже с помощью слова.

Все перечисленные новации в развитии детей третьего года жизни возможны только как результат правильного воспитания и непосредственного участия взрослого в жизни детей.