РОСИНКА - Познавательно-исследовательская деятельность на прогулке

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска

Составитель:

Воспитатель подготовительной группы

                                                       Шокурова Любовь Юрьевна.

Актуальность.

В нашем современном мире перед воспитателями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырастить не только сознательным, здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Участие в экспериментах относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребёнка. Совершенствовать воспитание личности ребёнка невозможно без обогащения его опыта образами природы – полными и яркими.

Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддерживать, сохранять первые, яркие детские впечатлении, опираясь на них, научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы.

С помощью познавательно-исследовательской деятельности на прогулке можно поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, приобрести опыт исследовательской деятельности, развить восприятие, мышление, речь (рассуждение, размышление, пересказ).

Важно отметить, что самые прочные и ценные знания - не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно.

В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. «Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно-следственные связи.

Цель познавательно-исследовательской деятельности на прогулке:

Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, любознательность и способность к самостоятельному экспериментированию.

Задачи:

1.Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность,

2.Развитие понимания взаимосвязей в природе.

3.Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

4.Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Этапы реализации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке:

1 ЭТАП – АНАЛИТИЧЕСКИЙ.

Задачи этапа: анализ ситуации, определение основных его целей: расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.

2 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.

Задачи этапа: скоординировать действия педагогов, детей, родителей по созданию предметно развивающей среды, разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.

3 ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ.

Задачи: осуществление экспериментальной деятельности детей для расширения знания об окружающем мире.

4 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ.

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий.

В познавательно-исследовательской деятельности на прогулке можно выделить такие эффективные методы познания закономерностей и явлений окружающего мира, как -наблюдение, экспериментирование, экскурсии.

Остановимся подробнее на каждом из них:

 

Наблюдения.

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует развитию логического и образного мышления, речи и многих других аспектов. Поэтому очень важны в дошкольном возрасте наблюдения за живой и неживой природой, а так же практическая исследовательская деятельность. Наблюдения на прогулке вызывают у детей большой интерес.

В осенний период в ходе прогулок с детьми мы: Сравниваем листочки по форме, величине, цвету, наблюдаем за разнообразием цветов и их оттенков. Собираем шишки (сортируем, классифицируем, группируем), тренируемся в порядковом счете. Наблюдаем за деревьями, цветами, тучками. Развиваем исследовательский интерес к осенней природе и природным явлениям.

В зимний период в ходе прогулок с детьми мы: Обращаем внимание на внешний вид деревьев и опушек. Наблюдаем за продолжительностью светового дня зимой. Наблюдаем за снегопадом, рассматриваем снежинки, лепим из снега комочки и рассматриваем их по величине, форме. Сравниваем деревья. Наблюдаем за следами на снегу. Проводим опыты со снегом. Развиваем умение наблюдать зимние признаки и явления природы.

В ходе прогулок с детьми в весенний период мыФормируем способность выделять особенности весеннего состояния растений. Развиваем исследовательский интерес к жизни птиц и насекомых весной. Осуществляем исследование длины и ширины ручейков, сравниваем их. Измеряем длину ручейков шагами. Измеряем глубину ручейков с помощью палочки. Наблюдаем за снежным покровом, за лужами. Пускаем корабликов в лужи и ручейки. Наблюдаем за сосульками, за ветром и облаками. Рассматриваем первые листочки, сравниваем их по величине.

В летний период на прогулках с детьми мы: Развиваем умение наблюдать летние признаки и явления природы, выделять простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов. Развиваем наблюдательность, любознательности исследовательский интерес в процессе ознакомления с неживой природой. Осуществляем наблюдения за дождем, ветром, облаками, солнцем, тенью, растениями, насекомыми, птицами. Осуществляем игры-опыты с песком, водой, ветром, природным материалом.

Экспериментирование.

Как уже говорилось – дети по своей природе – исследователи, которые с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир.

Технология экспериментирования является одной из составляющих области познавательное развитие, которая предполагает: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале и др.).

Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников и  наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их неживой природы.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Экспериментирование проводится в НОД, в совместной и самостоятельной деятельности. Опыты с природным материалом, совместная и самостоятельная деятельность на прогулке позволяет дошкольнику лучше познать окружающий мир. В результате дети всё охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе.

При планировании экспериментальной деятельности по ознакомлению с явлениями природы необходимо учитывать сезонностьА также должны быть созданы необходимые условия для исследовательской деятельности: как для проявления детьми самостоятельности и удовлетворения своих потребностей и интересов, так и совместной деятельности со взрослыми, где ребенок обучается определенному алгоритму действий.

На прогулке можно проводить следующие эксперименты:

- «Твердое - жидкое»;

- «Лед-вода»;

- «Где быстрее растает лёд»;

- «Следопыты»;

- «Взаимодействие воды и снега»;

- «Свойства снега, воды, песка»;

- «Почва на участке»;

- «Жизнь под снегом»;

- «Солнечные зайчики»;

- «Откуда берутся семена»;

- «Почему семена прорастают?»;

- «Куда дует ветер?»;

- «Свойства песка» и др.

В результате спланированной организации детского экспериментирования у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково–исследовательской деятельности, дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. У детей развиваются такие качества личности, как: самостоятельность,  инициативность, креативность, познавательная активность, целеустремлённость.

 

Экскурсии.

Экскурсии по территории детского сада и за его пределами, а также по экологической тропе проводятся с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе, развитию исследовательской деятельности по изучению объектов живой и неживой природы. Используя наблюдения за объектами живой природы, можно научить ребёнка эффективным способам взаимодействия с окружающим. На экскурсии появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей.

Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства.

Наблюдение, проведение опытов, экспериментов, практические работы по изучению представителей животного мира, экскурсии по территории детского сада - всё это способствует усвоению знаний о природе, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его часть, описывать предметы. В процессе исследовательской деятельности дети учатся слушать воспитателя и сверстников, логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать мысль. У них постепенно возникает интерес к знаниям и эмоциональная отзывчивость на красоту природы.

 

 

 

 

 

Структура исследовательской деятельности на прогулке по разделам:

«Живая природа. Неживая природа»

в старшей, подготовительной к школе группах.

 

Неживая природа

Объекты исследования

Старшая группа

Содержание работы (что исследуем)

 

Подготовительная группа

Содержание работы (что исследуем)

 

«Почва»

  • Песок, глина, камень – составные части почвы.
  • Разные виды почвы. Свойства песка
  • Перегной, его образование, значение для растений. Подвести к пониманию того, что от количества песка, глины, камня в почве зависит её плодородие, что это влияет на рост и развитие растений.
  • Почва – среда обитания растений и животных.
  • Для чего удобряют почву. Научить удобрять почву.
  • Определение благоприятности почвы для развития некоторых растений (влажность, плотность, заражённость микроорганизмами).
  • Значение почвы для растений, животных, человека.
  • Воздействие человека на почву, её значение для людей.

«Воздух»

  • Значение температуры воздуха для жизни растений и животных.
  • Сравнение воздуха с некоторыми веществами (воздух легче воды, поэтому выходит из неё) и предметами.
  • Воздух – среда обитания живых организмов, значение воздуха для жизни.
  • Что такое ветер
  • Воздух, его сила. Использование воздуха человеком (флюгер, ветряная мельница)
  • Влияние воздуха на жизнь растений, животных, на объекты и явления окружающего мира.
  • Отрицательное и положительное влияние человека на атмосферу (воздух)
  • Приспособление человека к пребыванию в воздушной среде (дыхание при недостатке кислорода или некачественном воздухом).

«Вода»

  • Вода – среда обитания растений, животных, человека.
  • Сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях.
  • Переход воды из одного агрегатного состояния в другое.
  • Значение воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни)
  • Раскрыть понятие о водной системе на нашей планете. Круговорот воды в природе, механизм конденсации (туман, роса и т.д.).
  • Чистая и грязная вода. Способы очистки воды. Отрицательная и положительная роли человека.
  • Значение воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни)

« Земля, космос»

 

  • Дать представление о Солнце, Луне, земле. Познакомить с причинами смены дня и ночи, времён года как следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Живая природа

Объекты исследования

Старшая группа

Содержание работы (что исследуем)

 

Подготовительная группа

Содержание работы (что исследуем)

 

«Растения»

  • Выявление основных признаков живых организмов: дыхание, питание, рост, развитие, размножение у растений.
  • Выявление основных функций частей растения.
  • Подвести к пониманию зависимости видоизменения растения от факторов неживой природы (вода, свет, тепло)
  • Побуждать устанавливать некоторые взаимосвязи в экосистемах: между живой и неживой природой, растениями и животными.
  • Сформировать умения определять видоизменения строения растений как приспособление к природно – климатическим условиям зонам Земли.
  • Побуждать к выделению взаимной обусловленности живой природы и факторов неживой природы (свет, влага, температура, почва) в разных условиях (уличные, комнатные растения

Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Я считаю, что в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Для того чтобы развивать у ребенка интерес к познаниям и исследованиям, необходимо уметь пробудить в ребенке интерес.

В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Благодаря исследовательской деятельности наши дети становятся более открытыми, стараются сами сделать какие- то выводы, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям.

Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате исследовательскойдеятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей.

Я хочу вам сегодня рассказать о таком виде познавательно-исследовательской деятельности как прогулки в зимний период времени.

Все мы знаем, что прогулка в любое время года – это способ познакомиться с явлениями живой и неживой природы, рассказать о жизни и разнообразии растений и животных. Так же хочу напомнить - прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение.

Для того, чтобы прогулки зимой проходили интересно для детей – их надо правильно организовать.

Мы с вами имеем возможность показать детям приметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимодействиях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности.

Прогулки доставляют детям радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту. На прогулках целесообразно знакомить детей с явлениями природы или с теми признаками объектов, представление о которых могут сложиться лишь в течение длительного времени - в процессе наблюдений, игр, труда.

В зимний период снег – это прекрасный и основной строительный материал для деятельности детей на прогулке. Из заранее заготовленных сугробов можно делать снежные валы (длиной 3-4 м) для упражнений в равновесии, бугорки для спрыгивания, открытый не глубокий лабиринт для разнообразных игр.

В прочно сделанном валу прокалываются отверстия – ворота для подлезания. По краям площадки расположить ледяные дорожки для скольжения на ногах. Обледенелые места посыпаются песком. В зимних условиях подходят упражнения: ходьба по следам с подниманием коленей; приставными шагами вправо и влево, вокруг сугроба; восхождение на горку и спуск с нее; бег до дерева, куста.

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует развитию логического и образного мышления, речи и многих других аспектов. Поэтому очень важны в дошкольном возрасте наблюдения за живой и неживой природой, а также практическая исследовательская деятельность.

На прогулке также появляется возможность расширить сферу экспериментальнойдеятельности детей. Тематика опытов прежде всего связана с сезонными явлениями: изучение свойств снега и льда: "Превращение снега и льда в воду", "Бывает ли снег чистым? ", "Когда лёд не бывает скользким? ", "Когда можно лепить из снега, "Как появляются солнечные зайчики? "," Как появляется тень, " Где можно найти воду? ", " Какой формы вода? ".

А как вы думаете почему дети любят ставить эксперименты? Делают они это потому, что им присуще наглядно- действенное и наглядно - образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим особенностям. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям.

Для поддержания исследовательского интереса у детей необходимо сотрудничество с родителями. Для родителей (законных представителей) можно организовать беседы на темы:«Прогулка с детьми в природу»«Развивайте детскую любознательность», разместить памятку на информационном стенде «Зимние подвижные игры на улице со снегом»«Семь родительских заблуждений о морозной погоде» и т. д.

Организованная с семьей работа помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно).

Подводя итог вышесказанному, можно точно сказать – любопытство и любознательность дошкольников нужно удовлетворять.

Цель зимней прогулки - сформировать целостную картину мира, развить познавательно-исследовательскую деятельность, кругозора детей.

Задачи прогулки:

  1. Дать представление о свойствах снега: белый, лёгкий, пушистый, сыпучий, липкий.
  2. Формировать у детей навык наблюдательности.
  3. Побуждать к экспериментированию.
  4. Развивать двигательную активность детей на прогулкечерез подвижные игры.
  5. Воспитывать интерес к живой и неживой природе.

Наша прогулка всегда начинается с того, что вместе с детьми вспоминаем о том, какое сейчас время года, находим признаки зимы в окружающей нас природе, отгадываем загадки о зиме, вспоминаем стихи, отмечаем состояние погоды.

В морозный день обращаю внимание детей, какой чистый, свежий воздух. Наблюдаем за снегопадом, как кружится, падает снег. Рассматриваем снежинки. Измеряем с помощью специально- заготовленной палочки глубину снежных сугробов.

С детьми мы наблюдаем, как после снегопада меняется всё вокруг: всё покрыто снегом, становится светлее и чище, деревья запорошены снегом, снег разукрасил их. Любуемся этой красотой. Снег блестит, сверкает на солнце, в морозную погоду скрепит под ногами.

Так же я напоминаю детям о том, что нужно беречь деревья, обращаю внимание на то, что деревья зимой отдыхают, не растут и не цветут, но они живые – и играть около них нужно аккуратно, так как зимой веточки на деревьях и кустарниках очень хрупкие и их можно легко поломать.

Во время прогулки провожу с детьми беседу о защитных свойствах снега. Объясняю детям, как правильно сгребать снег к стволам деревьев и кустарников, чтобы уберечь их от вымерзания.

С детьми мы проводим опыты со снегом, развиваем умение наблюдать зимние признаки и явления природы. Детям очень нравится рассматривать следы на снегу, рисовать палочками узоры на снегу.

После сильного снегопада, перед тем, как расчищать на участке снег, на свежевыпавшем снеге мы находим и рассматриваем следы, определяем чьи они, кто их оставил, куда они ведут. Проводим игры «Мы следопыты»«Идём по следу»«Узнай по следу».

На каждой прогулке мы вместе с детьми не забываем провести наблюдения за птицами, прилетающими на участок к кормушкам, наблюдаем за их повадками. Учим различать их по окраске оперения. Проводим игры «Узнай птицу по описанию». Я напоминаю детям, что зимойптицам страшен не только холод, но и голод, поэтому мы подкармливаем зимующих птиц. Аккуратно расчищаем пушистый снег с кормушек, насыпаем корм: зёрна, крошки сухого хлеба.

Снег прекрасный строительный материал. Зимой ребята очень любят играть со снегом: лепить снежки, строить снежные постройки, кататься с горки.

Во время игр со снегом рассказываю детям об изменениях свойств снега при повышении или понижении температуры воздуха. У детей складываются представления о свойствах снега: он белый, холодный, из него можно лепить.

Ребятам очень интересно на зимней прогулке экспериментировать.

Вместе с детьми мы вспоминаем свойства льда: он твёрдый, гладкий, прозрачный, скользкий. Дети, взяв в руки сосульки, могут почувствовать, что они холодные, твёрдые, выскальзывают из рук, а от тепла начинают таять.

На прогулке мы играем в подвижные игры. Детям это очень нравится!

Вот так проходят у нас прогулки.

Игры со снегом №1

Цель: Продолжать знакомить со свойствами снега

Содержание: Предложить детям побыть метелицей, добрым морозом- зачерпнуть пригоршню снега и подбросить его вверх и покрыть кусты. Во время этой игры мы наблюдаем как красиво он кружится и ложится снежным покрывалом. Какой снег? (эту игру можно провести как эксперимент если ее проводить в разные температурные режимы).

Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий).

«Что такое снег?»

«Сходства и различия льда и снега»

«Почему снег сильно скрипит в мороз?»

«Могут ли на льду, как и на снегу, остаться следы?»

«Что такое снег, как он получается?»

«Почему медведь не замерзает в берлоге, ведь снег холодный?»

Наблюдение за явлениями природы, типичными для зимы (иней, снег, гололед, метель)

Простое рассматривание отдельных снежинок

Показать детям многообразие форм снежинок: звездочки, цветочки, иголочки. Обратить внимание на цвет, размер.

Простое рассматривание«Падает снег» Обратить внимание на зимние явления природы. Расширение словарного запаса: снегопад, сугробы, метель; падает тихо, сыплет хлопьями, метет, завывает, кружит.

Опыт со снегом

Цель: Закрепить знания о качествах и свойствах снега.

Содержание: В конце прогулки предложить детям взять немного снега на ладошку. Какой снежок? Что чувствуете? Куда делся снег? Он растаял, «боится» тепла.

Игры-эксперименты со снегом №2

Цель: Развивать познавательную деятельность при игре со снегом.

Содержание: В морозный день предложить скатать снеговика. Почему не получается? Какая сегодня погода? В мороз снег не липкий, он рассыпается.

Игры-эксперименты со льдом

ЦельПознакомить детей со свойствами льда: твёрдый, гладкий, скользкий.

Содержание: Предложить детям пройти по гладким ледяным дорожкам. Скольжение. Почему вы падаете? Какой лёд?

Опыт со снегом

Цель: Закрепить знания детей о свойствах снега: в тепле тает.

Содержание: Занести с прогулки немного снега на блюдце в группу. Через некоторое время рассмотреть. Где же наш снежок? Куда подевался? Почему растаял? В группе тепло, на улице холодно. Снег любит холод, а тепло не любит.

Манипулирование со снегом

- удерживание снежинок на рукавичке;

- удерживание снежинок на ладони;

Цельпознакомить детей со свойствами снега: белый, холодный, тает от тепла, рассыпается, легкий, разлетается, тяжелый, липкий, можно лепить. Учить отвечать на поисковые вопросы, делать предположения, рассуждать

Беседа о снеге.

Цель: совершенствовать грамматический строй речи детей: сочетать существительные сприлагательными: зима снежная, снег белый, лёд холодный и глаголами: наступила снежная зима, выпал белый снег;

Обогатить словарный запас детей

Беседа по безопасности на тему«Снег может быть опасным» (нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие снеговые козырьки; нельзя брать снег в рот, т. к. может заболеть горло).

Беседа «Осторожно, гололед!»

ЦельПознакомить обучающихся с правилами безопасного поведения при гололеде.

Чтение художественной литературы,

Художественно - эстетическая деятельность Слушание песни «Метелица»

Слушание аудио - записи метель, вьюга, пурга.

Физкультурно - оздоровительная деятельность зимой на прогулке - Подвижные игры«Защити крепость»«Берегись, заморожу!»«Два мороза».

Подвижная игра с бросанием «Кто дальше бросит снежок?» Цель: развивать ловкость, глазомер.

Малоподвижные игры «Чья крепость выше».

«Полоса препятствий»«Эстафета»

Игровые упражнения «Снежинки кружатся»«Поймай снежинку»«Из следа в след» - ходьба по снегу.

Подвижные игры

«Два мороза»

Цель: Прививать умение выполнять характерные движения. Учить детей играть по правилам, быть выносливыми.

Содержание: На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки лицом к ним становится водящий - Мороз - Красный нос. Он произносит:

Я Мороз — Красный нос, Я Мороз- Синий нос! Кто из вас решится, в путь-дороженьку пуститься?

Играющие хором отвечают: не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз.

После этого они перебегают через площадку в другой дом, Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает, скольких играющих удалось заморозить.

 

Подвижная игра «Вот сидит наш пес Барбос»

Цель: Развитие внимания, ловкости быстроты реакции.

Содержание: Ребенок с маской собачки.

Ход: Ребенок «собачка», которая «спит».

Дети идут в его сторону со словами:

Вот сидит наш пес Барбос,

В лапы спрятал черный нос

(дети подходят к собачке).

Ну, Барбос скорей вставай!

И ребяток догоняй. «Собачка просыпается» догоняет детей,

Дети убегают.

«Берегись, заморожу!»

Цель:

- упражнять умения быстро действовать по сигналу.

- развивать координацию движений.

- воспитывать интерес к играм.

Содержание: Дети считалкой выбирают Мороза. Он уходит в сторону и "засыпает". На противоположной стороне площадки "дом" детей. Пока Мороз «спит», дети бегают, а когда просыпается говорит:

" Берегись, заморожу!" Дети должны быстро прибежать и спрятаться в "домике".

Кого Мороз догоняет, того отводит в свой дом. Когда в его домике окажется 2-3 ребенка,

выбирают нового Мороза.

В результате проведения познавательно-исследовательский деятельности в течении зимнего времени года у детей появится определенный запас знаний:

- снег по цвету белый, но если он растает, то вода грязная;

- снежинки имеют разную форму;

- снег может падать тихо, медленно, быстро, отдельными снежинками или хлопьями;

- зимние явления природы называются: снегопад, метель, вьюга;

- на снегу отпечатываются следы;

- снег бывает мягким, пушистым или рыхлым, тяжелым, липким;

- из мокрого снега можно лепить, а сухой снег рассыпается;

- из твердого снега можно вырезать фигурки;

- снег от тепла превращается в воду;

- снег холодный, брать его голыми руками нельзя, есть его нельзя.

В ближайшем будущем я планирую провести с детьми игру под названием «Снежные сокровища» – игра-приключение на прогулке зимой.

Эта игра поможет детям познакомиться с понятиями план и карта, научить их ориентироваться на местности, распознавать условные обозначения.

Игра требует предварительной подготовки:

  • Нужно нарисовать план участка, нанести условные обозначения (стрелки, шаги).
  • На этой карте наноситься крестиком место где спрятан «клад».

Дети перед прогулкой неожиданно с воспитателем находят письмо с картой. Воспитатель предлагает найти «сокровища».

Можно увеличить территорию поиска и только показать карту, а не отдавать совсем – пусть ищут «клад» по памяти. (Первый раз это можно провести на своем участке, затем на территории детского сада.)

В заключении хочу еще раз напомнить, что ребёнку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: пейзажи в разное время года и многое-многое другое. Следует отметить, что полноценное общение с природой, насыщенное познавательныминтересом и приятными переживаниями, вызывает у ребёнка общее состояние гармонии, душевного равновесия. А это - ничто иное, как психическое здоровье, которое укрепляет организм в целом и является основой физического здоровья.

Используемая литература

  1. Дыбина О. В. Поисково-познавательная деятельностьдетей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М., 2005.
  2. Дыбина О. В. Предметный мир как источник познаниясоциальной действительности. – М., 2007.
  3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2013.
  4. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. «Сфера»,2009.
  5. Нищева Н. В. Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ. - СПб, 2013.
  6. Железнова Е. Р. «Оздоровительная гимнастика и подвижные игры для старших дошкольников»«Детство-Пресс»2013г. ,