РОСИНКА - Консультация для Родителей "Возрастные особенности детей старшей группы (5-6 лет)"

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска

Всё больший интерес ребёнка пяти лет направлен на сферу взаимоотношений между

людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравниваются со своими

собственными. Под воздействием этих оценок представления ребёнка о «Я» реальном и «Я»

идеальном дифференцируются более чётко. К этому периоду жизни у ребёнка накапливается

достаточно большой запас знаний, который продолжает пополняться. Ребёнок стремится

поделиться своими знаниями и впечатлениями с окружающими, сверстниками, что

способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий

кругозор ребёнка может явиться фактором, который позитивно влияет на его успешность

среди сверстников. Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности

ребёнка-дошкольника. Развитие произвольности и волевых качеств позволяет ребёнку

целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфичные для дошкольника.

Также развивается соподчинение мотивов (например, ребёнок может отказаться от шумной

игры во время отдыха взрослых).Появляется интерес к математике, чтению. Основываясь на

умении представлять что-либо, ребёнок может решать простые геометрические задачи.

Ребёнок уже может запомнить что-либо целенаправленно. Кроме коммуникативной

функции речи, развивается планирующая, т. е. ребёнок учится целенаправленно планировать,

логически и последовательно выстраивать свои действия и рассказывать об этом. Развивается

самоинструктирование, которое помогает ребёнку заранее организовать своё внимание на

предстоящей деятельности. Старший дошкольник способен различать весь спектр

человеческих эмоций, у него проявляются устойчивые чувства и отношения. Формируются

«высшие чувства»: моральные, интеллектуальные, эстетические.

К интеллектуальным чувствам можно отнести:

  • Любопытство;
  • Любознательность;
  • Чувство юмора;
  • Удивление.

К эстетическим чувствам относится:

  • чувство прекрасного;
  • чувство героического.

К моральным чувствам можно отнести:

  • чувство гордости;
  • чувство стыда;
  • чувство дружбы.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение, похвалу,

подтвердить свою значимость. Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется черта, как

лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует

нарушение детско-родительских отношений, когда близкий человек чрезмерной строгостью

или негативным отношением блокирует развитие у ребёнка позитивного самоощущения,

уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто оградить себя от

нападок, ребёнок начинает придумывать оправдание своим оплошностям, перекладывать вину

на других. Нравственное развитие старшего дошкольника напрямую зависит от степени

участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребёнок узнаёт, осмысливает

и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребёнка необходимо формировать

привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и

включение детей в них в процессе повседневной жизни, а также личный пример взрослого,

находящегося рядом.

Возраст 5-6 лет, старший дошкольный возраст, является очень важным в развитии

познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребёнка. Именно в этот период в

ребёнке закладываются многие личностные аспекты, формируются основные черты характера

ребёнка, «Я» - позиция. Уже сейчас можно понять, каким будет человек в будущем. В 5-6 лет

ребёнок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом

возрасте человек запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в

жизни. В этом возрасте ребёнку интересно всё, что связанно с окружающим миром,

расширяется кругозор. Лучшим способом получения научной информации является чтение

детской энциклопедии, где чётко, научно, доступным для ребёнка языком описываются

любые сведения об окружающем мире. Ребёнок получает представление о космосе, древнем

мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

Этот период называется сензитивным ( особеннно чувствительным) для развития всех

познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. для их

развития используется более усложненный игровой материал(палочки Кюизнера, блоки

Дьенеша, кубики Никитина, «Танграм», «Коломбово яйцо», развивающие игры Воскобовича и

др.), он становится логическим, интеллектуальным, когда ребёнку приходится думать и

рассуждать.

Очень полезно играть с детьми в словесные игры, так как ребёнок уже использует в

своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные звуки, может определить

количество слогов в словах, место звука в слове (в начале, середине, конце слова).

Хорошо развивает логическое мышление конструктор. Важным моментом в процессе

конструирования является складывание по схеме-образцу, начиная с простых узоров. Кубики,

различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на

цвет, форму и величину. Развитию элементарных логических представлений способствуют

игры и упражнения с использованием различных логических таблиц. Все задания строятся на

видовой, тематической классификации, заставляют работать внимание, зрительное

восприятие и мышление ребёнка.