«Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир Природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский.
Живой мир не познать по картинкам, телевизору и компьютеру. Простая прогулка по парку или скверу намного полезнее сухого рассказа о том или ином предмете либо природном явлении. Сколько новых ощущений могут подарить пение птиц, запах цветка, плывущие облака! А наблюдения за радугой, жизнью муравейника, движением щепки по ручью, отражениями в лужице!..
Вместе с познанием окружающего мира формируется культура отношения к природе. Малышу можно объяснить, что рвать цветы не стоит - дома они умрут, а на клумбе или полянке порадуют еще многих людей.
В природе все тесно связано между собой. И человек, который сам - часть природы, тоже связан с окружающей средой: с землей, реками, воздухом и всеми живущими вокруг организмами. Человек должен вести себя в природе так, чтобы не навредить в первую очередь самому себе.
Если клубы дыма загрязняют воздух, а сточные воды - реки, страдает не только природа. Болеет и страдает человек. Значит, охраняя природу, человек охраняет и самого себя. Это охрана нашего будущего, той жизни, которая будет на Земле после нас или прекратится по нашей вине.
В каждой стране существуют специальные законы об охране природы. Все должны их выполнять.
Чтобы ответить на бесконечные вопросы («Почему не ломать?», «Почему не бросать?»), расскажите ребенку такую историю: «Представь, что к нам пришли гости. Мы накрыли стол, гости все с удовольствием съели и разбросали посуду, остатки еды на полу. Потом они посреди комнаты развели костер, включили на всю громкость музыку и, веселясь, оборвали на букетики все наши любимые фиалки и розы, которые мы старательно растили». Конечно, ребенок возмутится: такое поведение гостей переходит все границы! Поясните, что, приходя в лес, многие ведут себя именно так. Эта поучительная история, дополненная вашими комментариями и личными примерами.
Научите ребенка слушать. Сядьте на полянке, вслушайтесь. Откуда шорох? А стук? Может, дятел? Куда же спешит муравей? О чем поет птичка? Задавайте ребенку как можно больше вопросов. Пусть он фантазирует, а вы рассказывайте о природе, вносите в детские фантазии познавательные элементы.
В парке, сквере и в лесу играйте на свежем воздухе: в парке, сквере или в лесу.
Предложите малышу игру: он выбирает роль любого объекта природы (рыбы, птицы, цветка, облака) и глазами своего персонажа пытается посмотреть на окружающий мир. Такая игра развивает наблюдательность и внимание.
1. Попросите ребенка закрыть глаза. В ладошку поочередно опускайте предметы: желудь, камешек, кусочек коры, лист, ягоду. Пусть он угадывает, что находится в его руках, а потом, открыв глаза, узнает, насколько был близок к истине.
2. Можно посоревноваться: кто быстрее соберет как можно больше разных по форме листьев. Что, к примеру, напоминают листья березы, тополя, сирени? Правильно, сердечко. А какие листья похожи на звезду? Конечно, это листья клена, винограда, смородины. А еще есть растения, листочки которых растут рядами, по много штук на длинном черенке. Это рябина и акация. А вот лист дуба редкой формы. Трудно отыскать подобные. А листья каштана и грецкого ореха - чемпионы по размеру! Они похожи: несколько листьев растут из крепкого черенка, расходясь лучами от одной точки.
Научите ребенка, как правильно собрать и оформить гербарий из листьев или цветов.
Гербарий - это коллекция собранных и засушенных растений. Так же называют и помещения, где хранятся эти коллекции.
Для того чтобы растение надолго сохранилось, его помещают между страницами старой толстой книги или на лист картона, прикрыв сверху газетой и положив под пресс (в качестве пресса достаточно взять несколько книг). Через несколько дней в вашем распоряжении окажутся сухие и ровные цветы и листья, которые прикрепляются (приклеиваются или пришиваются - фиксируются) в нескольких местах к листам альбома. На каждой страничке с образцом нужно указать полное название растения, где и когда собрано.
Частичку лета можно сохранить в виде букетика цветов. Чтобы они дольше сохраняли цвета и запахи, запомните несколько правил:
Флористический материал дает богатые возможности для создания творческих работ, основное содержание которых - художественное обыгрывание природных объектов и явлений.
У моря, у синего моря...
А вот как можно интересно провести время на пляже.
У моря, как правило, много песка или мелких камешков - гальки. Песок дети любят априори, готовы часами копаться в нем чем угодно и когда угодно.
Поощряйте творчество! Пусть ребенок рисует животных и птиц, деревья и цветы, небо и облака. Леонардо да Винчи называют великим за то, что он умел наблюдать и улавливать детали прежде всего в мире живой природы. Изображая на своих эскизах обычную ветку или бегущего зверька, он руководствовался логикой и закономерностью в их строении. Кто знает, что может рассмотреть и по-своему увидеть ваш малыш?
Воспитатель 2 старшей группы: Шокурова Л.Ю