РОСИНКА - Познавательно творческий проект "Ребята, давайте жить дружно"

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска

Вид проекта:  игровой, краткосрочный, фронтальный, по направленности – познавательно- творческий.
по количеству участников – групповой

Образовательные области: познание,  коммуникация,  художественное творчество,  чтение художественной литературы, труд, игра.

Цель проекта:
Формирование доброжелательных взаимоотношений между старшими дошкольниками, способствовать эмоциональному благополучию дошкольников в коллективе сверстников.

Задачи проекта:

  1. Формировать этические представления о «доброте», «дружбе», «дружной работе», «товариществе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»;
  2. Привлечь внимание ребёнка к сверстнику, его эмоциональным состояниям, чувствам, поступкам, интересам;
  3. Организовывать совместную деятельность со сверстниками, которая будет способствовать развёртыванию активного общения детей;
  4. Разработать систему мероприятий с детьми, направленную на развитие доброжелательных взаимоотношений .
  5. Создание предметно-развивающей среды, которая будет способствовать формированию доброжелательных взаимоотношений в группе.
  6. Обогащение знаний родителей по данной проблеме.

Описание проекта:

Познавательно-творческий групповой проект для детей старшего дошкольного возраста « Ребята, давайте жить дружно».

Актуальность проекта. 
Актуальность проекта обусловлена необходимостью формирования и развития нравственных качеств и дружеских взаимоотношений между детьми.  Повышение коммуникативной компетентности детей, изменение их взглядов на мир и отношения с окружающими, развитие способности сознавать и контролировать свои эмоции и поведение. Из нашей жизни исчезают такие понятия, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, взаимопомощь, дружба.  
Возникновение проблемы:

 Наблюдая за детьми во время общения, было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым  детям тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк. В совместной деятельности, возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Детям еще трудно определить настроение другого человека, поэтому они не могут оказать поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней нуждается.  Важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание. Поэтому мной был разработан проект по социально- нравственному развитию старших дошкольников. 
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста; 
- педагоги ДОУ;
- родители
База проектной деятельности: 
МАДОУ №6 «Росинка»
Сроки реализации проекта: февраль  2015 года.
Ресурсы:
Материально-технические: магнитофон, телевизор, видео презентации, цифровой фотоаппарат. 
Кадровые обеспечения: взаимосвязь с физкультурным и музыкальным руководителем ДОУ.
Информационный материал: методическая и художественная литература, энциклопедии для дошкольников, материалы мероприятий с дошкольниками, иллюстрации, картинный материал, картотеки, пособия, настольно-печатные игры по теме. 
Предполагаемые результаты:

- Использовать основные формы речевого общения, умения вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения;
- Развитие умения выражать своё отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;
- Умение видеть и понимать эмоциональные состояния сверстников; 
- Научаться  использовать обязательные формы вежливости в обращении со сверстниками, умение внимательно слушать собеседника;
- Переход нравственных навыков в привычку (умение сдерживаться в конфликтах, уступать, подчиняться правилам) 
- Развитие стремления помогать, сопереживать, поддерживать друг друга
дети систематизировали знания о дружбе, нормах поведения и правилах взаимоотношений со сверстниками;

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
1-й этап – информационно- аналитический
1) Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме;
2) Определить характер отношений между детьми старшей группы и уровень нравственной основы их отношений с помощью диагностических методик, наблюдения за проявлением характера отношений к сверстнику;
3) Составить перспективный план совместной деятельности детей и план работы с родителями;
4) Подобрать наглядный материал, игры, пособия, художественные произведения для чтения детям, составить картотеку игр, упражнений на сплочение группы, разработать «минутки вхождения в день», способствующие эмоциональному комфорту детей в группе среди сверстников. 
5) Привлечь родителей к совместной работе по социально-нравственному развитию детей. 

2-й этап - Основной (практический) 
Цель:
 Активное участие детей и родителей во всех мероприятиях по социально-нравственному развитию дошкольников, формирование благоприятного психологического климата в группе детского сада, установление доброжелательных взаимоотношений между детьми. 
- Чтение и обсуждение художественных произведений;
- Беседы на этические темы; «Кто такой настоящий друг?»; « Вместе тесно, а врозь скучно»
- Игры (по методике Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой ; игры по развитию эмоциональной сферы; на сплочение коллектива; игры – импровизации) ;
- Разыгрывание детьми проблемных ситуаций; 
- Праздники и развлечения; «Праздник дружбы»
- Психогимнастика по методикам Е. А. Алябьевой, М. И. Чистяковой .
- Работа по картинному материалу пособий Р. С. Буре «Как поступают друзья»
- Проведение тематических дней «Страна Вежливости», «Доброта спасёт мир»

-подбор пословиц о дружбе;

  1. Создание предметно- развивающей среды:
    - Изготовление настольно-печатных игр по знакомству с эмоциональными состояниями:  «Театр настроений», «Изучаем наши эмоции»;
    - Оформить в группе : 
    - уголок настроений «Мир настроений», для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции;
    - коврик «Мирилка», для разрешения конфликтных ситуаций с помощью переговоров и бесед ;
    - «Коробочка добрых дел» для анализа поступков детей;
    - Картотеки игр по методике Е. О. Смирновой. В. М. Холмогоровой; игр на сплочение группы, картотека мирилок., картотека «Минутки вхождения в день» для создания атмосферы доброжелательности и защищённости. 
    3. Работа с родителями.
    - Знакомство родителей с задачами проекта и его планом мероприятий;
    - Анкетирование «Мой ребёнок и друзья» (изучить особенности взаимоотношений детей со сверстниками, игровые увлечения и предпочтения детей, особенности отношения родителей к воспитанию сочувствия, сопереживания у детей).
    - Анкетирование «Воспитание чувств».
    - Консультация «Темперамент и воспитание»
    - Познакомить родителей с видами темперамента и методами воспитания 
    - Привлечь родителей к изготовлению совместно с детьми творческих работ на тему «Наша дружная семья», 
    - Инсценировка сказки В.Г.Сутеева «Под грибом»
    - Игровой тренинг «Играем вместе» (ознакомление с играми по методике Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой по формированию доброжелательных взаимоотношений с детьми).
    - Участие родителей в конкурсе на лучшую кормушку для птиц.

3-й этап – заключительный 
Цель: Контроль и диагностика результатов работы по формированию доброжелательных взаимоотношений между сверстниками
Итог работы :

  • Праздник «Доброты и Вежливости»
  • Фотовыставка «Дружные ребята – наши дошколята»
  • Составление методических рекомендаций по теме для педагогов ДОУ

Заключение:

Детское взаимоотношения постоянно находятся в зоне внимания воспитателей.  Воспитатель продолжает расширять и углублять представления детей о важности проявления доброжелательности по отношению друг к другу и к окружающим людям. Предметом особого внимания дошкольников становятся правила поведения и взаимоотношения в группе.

В соответствии с целью были реализованные следующие задачи:

  • Сформированы умения выражать своё отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;
  • Активизированы  умения видеть и понимать эмоциональное состояния сверстников; 
  • сформированы умения правильно оценивать свои поступки и своих друзей;
  • Переход нравственных навыков в привычку (умение сдерживаться в конфликтах, уступать, подчиняться правилам) 
  • Развиты коммуникативные навыки, социально - коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость, умение поддерживать развивающий диалог, умение применять свои знания на практике, развивать творчество в художественно - продуктивной деятельности.
  • расширены и систематизированы знания о культуре поведения и взаимоотношениях между детьми, учить размышлять над нравственной сутью поступков.
  • Сформировано дружелюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сопереживание, сочувствие, взаимопомощь, потребность проявлять доброту, заботу, внимательное отношение к окружающим, способствовать сплоченности коллектива.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабаева, Т.И. Образовательная область «Социализация» учебно – методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство – Пресс, 2012. 256с.
  2. Фесюкова, Л.Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4 – 7 лет / Л.Б. Фесюкова. –Х.: ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2010. – 192 с.
  3. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я / О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2004. – 175с.
  4. Шипицина, Л.М. Азбука общения / Л.М.Шипицина, – СПб.:Детство – Пресс, 2010. – 384с.
  5. Е. А. Алябьевой, М. И. Чистяковой  Психогимнастика для дошкольников.
  6. Е. О. Смирновой. В. М. Холмогоровой Картотека игр для дошкольников.