РОСИНКА - Консультация для педагогов «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска

     Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

     Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

     В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

     Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

  • присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
  • формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
  • формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий

  • использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;
  • реализация общеобразовательной программы;
  • обогащение предметно-пространственной среды.

Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как - личностно-развивающий и гуманистический. предполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности.

Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.

Выделяются основные принципы дошкольного образования,

направленные на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму :

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей;

ФГОС дошкольного образования изменяет представления о содержании и условиях реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» :

Содержание направлено:

  • на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
  • формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Выделяется ряд требований к условиям реализации образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие» :

  1.  Требования ФГОСДО к основным компетенциям педагога:
  • Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
  • Поддержка индивидуальности и инициативы детей;
  • Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;
  • Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;
  • Организация сотрудничества с родителями воспитанников.
  1.  Рекомендуемые инновационные формы работы с детьми по «Социально-коммуникативному развитию» по ФГОС :

      Младший дошкольный возраст

  • Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;
  • Организация сюжетных игр;
  • Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;
  • Простейшие поисковые и проблемные ситуации;
  • Игры с моделированием;
  • Литература и игра (чтение);

      Средний дошкольный возраст

  • Организация сюжетно-ролевых игр;
  • Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов.
  • Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.
  • Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры

     Старший дошкольный возраст

  • Ситуационные задачи, их широкая вариативность.
  • Использование метода проектов.
  • Использование метода коллекционирования.
  • Использование театрализованной деятельности.
  • Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов)
  • Самостоятельная деятельность детей.
  1.  Инновационные формы работы с родителями:
  • Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные;
  • Вечера вопросов и ответов;
  • Родительские гостиные;
  • Тренинги по запросам родителей;
  • Клубы по интересам;
  • Родительские конференции;
  • Совместное творчество родителей, детей и педагогов;
  • Творческие выставки и фотовыставки;
  • Тематические вечера и викторины;
  • Совместные досуги;
  • Видеоинтервью и мультимедийные презентации;
  • Выпуск семейных газет и книжек-малышек;
  • Совместное создание мини-музеев.
  1.  Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
  • Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
  • Обучение умению слушать и слышать другого;
  • Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
  • Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
  • Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
  • Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
  • Формирование чувства симпатии между участниками общения;
  • Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
  • Обучение умению детей владеть собой;
  • Развитие умения анализировать ситуацию;
  • Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

     ФГОС направлены на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагогаПедагог должен постоянно самосовершенствоваться и соответствовать требованиям современности.