РОСИНКА - Консультации для родителей «Воспитание усидчивости» для детей 5–6 лет

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска

Ребёнку 5-6 лет нелегко быть внимательным и усидчивым. Это обусловлено возрастными особенностями. Ребёнок не рождается внимательным и усидчивым, эти качества необходимо в нём развивать с самого раннего детства. Ему не всегда удается дослушать сказку до конца, в течение десяти-пятнадцати минут заниматься каким-то одним делом, тем более, если появляются отвлекающие факторы, на которые сразу же переключается внимание ребёнка.

Неусидчивый ребенок зачастую доставляет много хлопот своим родителям. Такой ребенок не может долго сидеть и заниматься одним делом. Часто он бросает свои игры и занятия так и не доделав их до конца и уже готов браться за новые.

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к 5-6 годам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза. Ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.

Начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа).

Что такое усидчивость

Внимание и усидчивость тесно связаны друг с другом. Если ребёнок внимательный, то он может кропотливо заниматься одним делом. Если ребёнок усидчивый, то его внимание всегда будет собрано и не станет рассеиваться на посторонние вещи.

Усидчивость представляет собой способность саморегуляции и самоконтроля. Усидчивость не является врождённым качеством, она формируется в течение жизни. Усидчивый ребёнок обладает хорошим вниманием, он всегда выполняет начатое дело до конца и не бросает его на полпути. Неусидчивость характерна для дошкольного возраста, но есть дети, у которых неусидчивость можно назвать хронической.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.

Причины неусидчивости

Во-первых, это потеря интереса к предмету, игре. Например, ребёнок собирал конструктор, ему надоело, он бросил это дело и начал играть в машинки. Если ребёнок полностью потерял интерес к игре, то как бы вы его не уговаривали, он не будет играть в неё дальше.

Во-вторых, это неврологические заболевания. Если ваш ребёнок словно вечный двигатель, то это не всегда хорошо. Возможно, что причина такой хронической неусидчивости кроется в заболевании. Особенно стоит насторожиться, если ребёнок плохо спит, ни на минуту не может успокоиться и спокойно посидеть на диване, посмотреть мультик, если он постоянно что-то крутит, вертит, куда-то лезет, бежит. В таком случае не стоит откладывать визит к психологу и невропатологу, потому что такая неусидчивость нуждается в лечении и коррекции. По крайней мере, специалисты дадут точный ответ, что является причиной неусидчивости – заболевание или особенность темперамента ребёнка.

В-третьих, неусидчивость может быть вызвана неуверенностью в себе. Например, ребёнок однажды неудачно выполнил какое-то дело, и чтобы в дальнейшем вновь с ним не сталкиваться, он будет убегать от него, заранее предполагая, что у него опять ничего не получится. Такой страх неудачи может появиться вследствие недостаточной похвалы и поддержки со стороны родителей.

Как развивать усидчивость

Если вы регулярно, а не время от времени, развиваете в ребёнке усидчивость, то одновременно с нею развивается память, внимание и интеллектуальные способности. Ребёнок начинает лучше запоминать, учится анализировать, выделять главное. Развивать в ребёнке усидчивость не так уж и сложно, главное - делать это постоянно, учитывая при этом, что для дошкольника ведущим видом деятельности является игра. Дальнейшие рекомендации вам в этом помогут.

Соблюдение режима дня и выполнение одного и того же действия в определенное время.

Больше разговаривать с ребенком, объяснять непонятное, показывать что-то.

Во время занятия или игры нужно выключить телевизор и оградить ребенка от посторонних шумов, которые могут помешать вашему ребенку.

Воспитывать усидчивость хорошо помогают такие виды деятельности как конструирование, лепка, аппликация, рисование, а также можно комбинировать - изо, лепка и т. д.

Необходимо следить, чтобы ребенок научился доводить начатое дело до конца, а если ребенок переутомился, то допустимо сделать перерыв, чтобы восстановить силы, но потом обязательно вернуться к незаконченному занятию.

Приучайте ребенка убирать свои игрушки.

Хвалите ребенка за успехи.

К концу дошкольного возраста ребёнок уже может в некоторой степени управлять своим вниманием, которое постепенно начинает приобретать характер произвольности. Это является одной из составляющих готовности ребёнка к обучению в школе. Станьте для своего ребёнка старшим другом, наставником, чаще играйте с ним в полезные, развивающие игры, и тогда он с вашей помощью превратится из маленького несмышлёныша в любознательного, внимательного и усидчивого ученика.

Примеры дидактических игр на развитие внимания дошкольников:

  1.  Развитие зрительного внимания
  2.  «Сделай как у меня»: ребёнокдолжен выложить из палочек (или мозаики)по образцу букву, цифру, узор, картинку и т. п.
  3.  «Расставь как было»(например, игрушки)
  4.  «Дорисуй»
  5.  «Найди отличия»
  6.  «Кто спрятался?»(взрослый раскладывает на столе 10 картинок с животными, затем убирает 3 - 4 картинки)
  7.  «Срисовывание по клеточкам»
  8.  «Найди лишнее»(карточка с изображением 6 – 7 предметов)
  9. . Развитие слухового внимания
  10.  «Что звучало?»
  11.  «Повтори за мной»
  12.  «Слова»(взрослый чётко произносит детям 6 слов, после чего просит ребят повторить слова в той же последовательности)
  13.  «Расскажи как было»(по сюжетной картинке)
  14.  «Кто это?»(загадки в стихах)

III. Развитие моторно-двигательного внимания

  1.  «Съедобное – несъедобное»
  2.  «Летает, прыгает, плавает»(взрослый показывает картинки животных, птиц, насекомых и т. д., а ребенку нужно без слов показать какие движения они умеют делать)
  3.  «Зимующие и перелётные птицы»(взрослый показывает картинки зимующих и перелётных птиц, ребенку даё тся команда:«Хлопнуть в ладоши, если птица – перелётная, если зимующая – руки опустить»)
  4.  «Овощи и фрукты»(взрослый зачитывает названия овощей и фруктов, ребенку даё тся команда:«Присесть – если услышат название овоща, подпрыгнуть – название фрукта»)
  5.  «Запретное движение»(взрослый показывает движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами, включая и запретное).