Создание условий для экологической деятельности в ДОУ по ФГОС.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В. А.
Экологическое воспитание - систематическая деятельность педагога, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.
Целью экологического воспитания является формирование у детей взгляда на природу и места человека в ней, экологическую грамотность, любовь и бережное отношение к окружающему,
Мир нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. В рамках деятельности дошкольного учреждения это возможно путем создания разнообразных уголков природы в групповых помещениях.
Уголки природы в ДОУ способствует:
познавательному развитию ребенка: создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом,
наблюдений за объектами живой и неживой природы;
формирование интереса к явлениям природы,
эколого-эстетическому развитию: привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, умение видеть красоту природного мира, предпочтение объектам природы перед искусственными предметами;
оздоровлению ребенка : использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
формированию нравственных качеств ребенка: создание условий ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, формированию экологически грамотного поведения ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе.
При оформлении уголков природы воспитателю важно учитывать Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.
п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.
Требования при организации в ДОУ уголков природы:
Требования к отбору обитателей уголка природы:
Растения в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.
Значение уголков природы в ДОУ для:
Познавательного развития - расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.
Эколого–эстетического развития - формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.
Воспитательного развития - формируются нравственные качества: бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе.
Практического развития - приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.
Оздоровительного развития - растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.
Постоянные обитатели уголков природы в детском саду — комнатные растения.
Они украшали жилище человека с древних времен. Комнатные растения — ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.
В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек», азалия, китайский розан), растения с пёстроокрашенными листьями –колеус. Из предложенных воспитатель подбирает 3-4 вида растений. Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок)
В средней группе
Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, т. к. дети овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки, опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости. Одновременно в уголке средней группы должно быть размещено 5 – 6 видов растений по 2 – 3 экземпляра.
В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам. Уголок природы пополняется новыми растениями: разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся, имеющие луковицы и клубнелуковицы. (традесканций, сеткреазия, витис (комнатный виноград). В старшей группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений.
Основная задача ознакомления с природой в подготовительной к школе группе формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света, зависимости внешнего строения.
Растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); сакулентовые (1—2 вида, требующие очень небольшой и редкой поливки, традесканции — с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно.
Знания детей дополняются о некоторых способах вегетативного размножения растений. побегами (герани, фуксия, розы, бегонии); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера); размножаются делением куста (аспидистра, аспарагус) размножение клубнями (глоксиния), живородящие растения — камнеломка, хлорофитум. В подготовительной к школе группе в уголок природы размещают 7-8 видов растений.
Временные обитатели уголка природы- это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени
Осенью: Букеты осенних цветов в вазах, цветущие растения цветника (астры, хризантемы, бархатцы),поделки детей из природного материала (старшая и подготовительная группа)
Зимой: Ящики с посадками (лук, овес, бобы и т. д), ветки деревьев и кустов в вазах, экибаны, поделки детей
Весной: Ветки деревьев и кустарников в вазах, ящики с рассадой, букеты раноцветущих растений (верба, цветы)
Летом: букеты цветов в вазах
В каждой возрастной группе обязательно должен быть календарь природы, где дети после наблюдений на прогулке заполняют календарь наблюдений.
Заполнение календаря природы - дело повседневной жизни. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы.
В младшей группе вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, «выпускают» ее погулять. Рассматривают волшебный круг и закрепляют время года, называя его отличительные черты.
В средней группе взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице и выставить их на табло календаря природы.
В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент. Дополняя календарь зарисовками детей, «Какая сегодня была прекрасная осенняя или зимняя погода»
В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета.
Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть
В уголке природы в каждой группе необходимо иметь:
Наполнение уголка природы будет зависит от возраста детей и Программы воспитания. Уголок природы необходим не только для наблюдений. Работа в уголке природы способствует формированию трудовых навыков! Уже с младшей детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.
Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.