РОСИНКА - Устный журнал «Наша чистая планета»

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска


Вступление: звучат колокольные звоны.

Воспитатель: во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни торжеств и людских бед, когда человеческому голосу не под силу было выкричать боль.

По ком звонят колокола сегодня? Они звонят по каждому из нас, живущему на планете Земля.

Моя планета – человечий дом,

Но как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – Океан?

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше ни могу!

(Воспитатель держит глобус)

Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной! Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи. Сейчас ученными – экологами проводится «врачебный» осмотр нашей планеты. Каков же диагноз? Излечима ли болезнь, или наша планета медленно погибает?

Многие серьезные специалисты указывают на гигантские «гнойники» на теле Земли – свалки. Они вызывают боль и отвращение. «Шрамы» на теле Земли – асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать землю. В опасности и «легкие» планеты – леса. «Полысение» планеты сегодня отчетливо видно из космоса. Возникает угроза потерять «легкие» Земли. Затуманились «глаза» Земли – озера, моря, океаны. Наша планета – планета океанов.

Ребята, то, что вы видите здесь, - журнал, хоть и необычный. Его название «Наша чистая планета». Этот журнал живой. Каждую его страницу готовили наши корреспонденты. Они – то и расскажут о том, что здесь изображено.

Первый корреспондент:

Я буду говорить вам об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем речь:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

Что это? (воздух)

Речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, привыкли называть его небом.

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной.

То он серый, то он синий,

То он ярко – голубой.

Все живое дышит воздухом и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы, пыль и выхлопные газы? Что же мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? (дети отвечают на вопрос.) Верно. Соблюдать чистоту, сажать растения, беречь зеленных наших друзей. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени.

Воспитатель: мы правильно объяснили, как сберечь воздух чистым. Мы уничтожили микробов, грязь и пыль – и небо снова стало чистым и голубым.

Если мы сумеем очистить небо над всей планетой – наша планета выздоровеет и будет счастлива!

Теперь следующая страничка нашего журнала. Посмотрим что же это такое? Какие – то непонятные изображения. Давайте послушаем нашего следующего корреспондента и его помощников.

Второй корреспондент:

Зеленая страничка нашего журнала – страничка жизни. А почему она зеленая? (Отвечают дети.)

Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.

Жить в зеленом мире этом

Хорошо зимой и летом.

Жизнь мелькает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,

Человек природе друг!

Только ли всегда человек относится к природе как к другу? Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, под каждым из них растения или животные, которые занесены в Красную книгу. Красный цвет книги – запрещающий свет: стоп, остановись! Дальше так нельзя

Главная наша забота – чтобы ни одно живое существо больше не попало в черные списки Красной книги. Какие же животные ждут нашей помощи?

Бабочка: мы, бабочки, украшаем леса, сады, парки. Особенно хороши  мы весной. Но, к сожалению, наша красота нас же и губит. Увидев бабочку, люди стараются ее поймать.

Лось: лось не убегает ни от медведя, ни от волка. Принимая бой, он выходит победителем. Он может постоять за себя. Только человек оказывается сильнее лося.

Утро синее тихо

Занималось в лесу,

Шла тропинкой лосиха,

Осыпая росу.

Рядом с ней без тревоги

И доверчив, и рыж,

Семенил длинноногий,

Горбоносый малыш

Изучал на примерах

Он паводки ее.

А рука браконьера

Поднимала ружье…

Оступилась лосиха,

Осыпая росу,

И опять стало тихо

В оглушенном лесу.

Жаба: а я расскажу вам про жабу. Во все времена люди боялись и уничтожали жаб. Да, есть у жабы ядовитые железы, выделяющие беловатую маслянистую жидкость. Вероятно, поэтому родилась легенда, что от этой жидкости появляются бородавки. Но это вымысел. Яд у жабы для того, чтобы защищаться  от нападающих животных, но ни отравить, ни убить он никого не может. Жабы вообще никогда ни на кого не нападают. Зато приносят человеку пользу, съедая много вредных насекомых. Огородники даже специально приносят к себе на огород жаб. А в Англии и Франции их продавали на рынке.

Дети: а теперь давайте отправимся с вами на волшебную «Полянку здоровья».

Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справится с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем,

В книгу Красную они

Уж давно занесены.

Мы их рвем не на потеху,

Отнесем мы их в аптеку.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

Знаете ли вы целебные травы? (Дети называют известные им целебные травы).

Известно свыше 12 000 видов лекарственных растений. С глубокой древности многие из них применялись в народной медицине и не даром их называют травами здоровья, жизни. Но знайте, что собирать эти растения можно только там, где не проходит рядом автомагистраль, не дымит завод, не обрабатывались химикатами леса и поля.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понятно было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

И не видели, как из – под ног

Молчаливо, дыша еле – еле,

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели.

Воспитатель: Посмотрите на наше поле. Эти черные круги и квадраты мы сможем убрать, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли красивые растения. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтоб растений было много кругом?

Мы запомним эти правила и сможем убрать черные круги. Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами эти растения – природу.

Но наше поле еще портят черные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать квадраты?

Ну вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку и послушаем третьего корреспондента.

Третий корреспондент:

Ни умыться, ни напиться

Без воды,

Листику не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

Эта страничка о воде. Где больше воды на Земле? А где еще находится вода? Снег – это тоже вода и облака – вода. В океане вода какая? А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода и она должна быть чистой. Чистые ли воды океанов, морей, рек?

Воспитатель: Посмотрите на наше поле – как много на нем грязных пятен! Сможем ли мы очистить это поле, чтобы наша планета выздоровела? Что надо сделать?

Мы убрали все черные пятна с нашей Земли. Посмотрите! Наша планета выздоровела! Ей хорошо в чистом мире!

Ребята!

Вспомним пушкинскую сказку «Сказка о золотой рыбке». В ней есть предупреждение нам, сегодняшним жителям Земли. В золотой рыбке мы увидели Природу – мудрую, строгую, щедрую, а в жадной старухе самих себя!

Человек! Обуздай свою алчность, чтобы не остаться у разбитого корыта!

Будем же беречь нашу Землю!

Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности.

Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня!