Музыкальные коммуникативные игры — это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств.
Цель коммуникативных игр:
- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
А.И.Буренина
Всем известно, что дошкольное детство - это тот период, когда дети очень быстро развиваются. В игре и через игру мы решаем задачи по развитию речи, развитию творчества и конечно коммуникативных качеств детей. К сожалению, в современном мире реальное общение детей и взрослых заменяют компьютеры, телефоны, различные гаджеты. Общение сводится к минимуму, а следовательно, что дети не всегда могут четко сформулировать свои мысли. Даже общаясь друг с другом дети говорят односложными предложениями. вот поэтому я пришла к выводу, что на музыкальных занятиях нужно не только закреплять слова песен, учить детей правильно произносить слова, но и еще что бы они проговаривали или пропевали небольшие песенки, потешки. Коммуникативная игра на музыкальном занятии - это такое удачное соединение музыки, пения, показа движений, которое дает возможность решать сразу несколько задач по музыкальному воспитанию.
С самого начала занятий я приветствую детей вот такой песенкой:
Здравствуйте ручки! (дети поют "здравствуйте" и ритмично хлопают в ладошки.)
Здравствуйте ножки! (дети поют и ритмично топают)
Здравствуйте щечки! (дети поют и качают головой, пальчиками касаются щечек).
Здравствуйте ушки! (поют и пальчиками держат ушки).
Здравствуйте дети! (Дети повторяют интонацию, с которой я здоровалась).
Для детей старшего возраста я усложняю задачу, меняя ритмический рисунок слова "Здравствуйте", дети должны повторить заданный ритм. Так же можно менять динамику.
Ребята любят и другое приветствие:
"Здравствуй небо голубое!
Здравствуй солнце золотое!
Вам сегодня рада я!
Дети любят играть с мячиком, эту игру можно использовать ,как песенное творчество :
Дети стоят по кругу, педагог может внести мячик, создав игровую ситуацию (мячик укатился и заблудился, я мячик нашла и вам принесла, но он хочет познакомиться с детьми. К кому попадет мячик в руки, тот пропоет свое имя. со словами "Пустим мячик мы по кругу, познакомимся друг с другом" мячик пускают по рукам детей, с окончанием слов, ребенок, у которого мячик, поет свое имя. " Можно проговорить слова с детьми, передавать мячик из рук в руки и пропевать каждому ребенку свое имя.
Так же в своей работе я использую коммуникативные танцы со сменой партнера, что дает детям возможность развивать дружеские чувства, помогают снять эмоциональную напряженность.
Танец - игра "Найди дружка"
Ты дружку (подружке) поклонись,
И с дружком (подружкой) становись
А теперь дружочка (подружку) взяли
И по кругу побежали,
Мы по кругу побежали,
И дружочка потеряли
(на проигрыш, дети бегают врассыпную по залу с окончанием музыки, дети должны взять себе другого партнера)
Раз, два, три - ты дружка себе найди. (в зависимости от того, кто будет приглашать, мы меняем слова)
Можно взять танец со сменой партнера и немного усложнить
"Ты с дружком становись,
И с дружком покружись
Ля - ля - ля, ля - ля - ля,
И с дружком покружись
А теперь мы ножкой топнем,
И в ладошки громко хлопнем
Раз, два, три, раз, два, три
На дружочка посмотри!
А теперь возьмем друг друга
И пойдем с тобой по кругу
Мы по кругу погуляли
Свою пару потеряли
Раз, два, три - ты дружка себе найди. (дети должны очень быстро поменять партнера)
Дети с удовольствием играют в коммуникативную игру "Веселая прогулка"
Мы пойдем с тобой гулять,
Будем ножки поднимать,
Мы пришли с тобой в лесок
Будем прыгать скок, да скок.
По лесочку мы гуляли
И медведя повстречали.
"У - у - у, у - у – у, с вами я плясать пойду
С мишкой мы потанцевали,
Мишке ручкой помахали.
В этой игре дети выполняют показ движений по тексту, танец каждый ребенок исполняет свой, т е - танцевальное творчество.
Вот так играя, я помогаю детям раскрыть их творческий потенциал, развиваю речь и приучаю их быть добрыми не только друг с другом, но и с окружающим их миром.