РОСИНКА - Ребенок и компьютер

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска


     Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети нередко подражают любимому киногерою или ведущему какой-нибудь популярной телепередачи. И не вызывает уже сомнения, что они способны с легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему. Так компьютер – добро или зло?

 

     Компьютер является интерактивным средством.

     Компьютер – это универсальная игрушка, меняющая назначение при смене программы.

     Компьютер – дополнительное педагогическое средство развития ребенка.

     Компьютер – многовариативный дидактический материал.

 

     Компьютер и в самом деле очень необычная игрушка. Но вот вопрос: способствует ли он развитию ребенка дошкольного возраста или, напротив, сдерживает его? Существуют как сторонники, так и противники применения компьютера в деятельности детей дошкольного возраста.

     Компьютер выполняет функцию создания неопределенности, моделирует проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры. Все это делает компьютерные игры эффективным средством активизации творческих возможностей личности ребенка.

     Становясь средством деятельности, компьютер позволяет ребенку реализовать такие потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться, например, из-за несформированности графического образца или стереотипного способа его реализации.

     Компьютер усиливает мотивацию учения. Это осуществляется за счет новизны, возможности регулировать предъявление задач по трудности, активного вовлечения ребенка в учебный процесс. Компьютер дает ребенку возможности испробовать умственные силы, проявить оригинальность, предлагать решения без риска получить низкую оценку своей деятельности, неодобрение.

     Компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, в какие компьютерные игры играют наши дети. А компьютерные игры бывают очень разные. Специалисты выделяют следующие их виды:

  • игры типа «убей их всех», в которых главный герой должен победить всех врагов, кем бы они не были;
  • игры-приключения, в которых герой как бы проходит по страницам повестей и романов. В основном они представляют собой ситуации в виде мультфильма;
  • игры стратегические, в которых требуется принимать решения по изменению стратегии поведения в ходе игры;
  • развивающие игры, которые способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают к самостоятельным творческим играм;
  • обучающие игры, способствующие усвоению детьми навыков чтения, элементарных математических представлений и т. д;
  • диагностические, применяемые специалистами для выявления уровня развития у детей умственных способностей, памяти, внимания и т. д;
  • графические игры, связанные с рисование, конструированием.

     Специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного возраста:

  • В игре не должно быть текстовой информации о ходе и правилах игры. Функцию разъяснения выполняют специальные символы или звуковые сигналы, подсказывающие ребенку последовательность и правильность действий.
  • Могут использоваться буквы и отдельные слова, написанные буквами больших размеров, чем традиционный шрифт компьютера.
  • Изображения на экране должны быть достаточно крупными, обобщенными, без мелких и отвлекающих деталей.
  • Темп движений преобразований на экране должен быть не слишком быстрый, а количество решаемых игровых заданий регулируется самим ребенком.
  • В обучающих играх используются правильные ответы, доступные дошкольникам.
  • Нежелательно применение системы оценок в баллах.
  • Лучше, если программа имеет логическое завершение - построен дом, нарисован рисунок.

     Но важно не только правильно выбрать игру. Необходимо еще и верно организовать игровую деятельность ребенка с компьютером. Сколько времени тратить ребенок на компьютерные игры? Данное количество времени является достаточным? Слишком много? Или, наоборот, мало?

Компьютер:

(+) Вызывает положительный интерес к технике.

(-) Полностью захватывает сознание ребенка.

(+) Развивает творческие способности, воображение ребенка.

(+) Устраняет страх ребенка перед новой техникой.

(-) Отрицательно влияет на физическое развитие детей.

(-) Провоцирует проявление детской агрессии, жестокости.

(+) Позволяет развивать кругозор ребенка.

(-) Повышает состояние тревожности, нервозности, страха.

(+) Воспитывает наблюдательность, внимательность, сосредоточенность.

(-) Снижает двигательную активность детей, способствует развитию гиподинамии.

(+) Позволяет получать новые знания.

(-) Ухудшает зрение ребенка.

(+) Развивает элементы наглядно-образного и логического мышления.

Памятка для родителей:

Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут в день.

Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.

В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.

Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.

Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.

Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.

В процессе игр ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.

После игры с компьютером нужно сделать зарядку для глаз.

Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями или играми.