РОСИНКА - Как научить ребенка общаться с людьми?

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска


     В настоящее время многие родители воспитывают ребенка в до­машних условиях, лишая его при этом необходимого ему общения со сверстниками. Некоторые обеспеченные родители прибегают к помощи домашних воспитателей, частных дошкольных учреждений, воспитанники которых с детских лет начинают чувствовать собствен­ное превосходство над другими, не имеющее ничего общего с чув­ством собственного достоинства или развитием индивидуальности.

    Мы сплошь и рядом читаем и слышим, как развить индивиду­альность ребенка, а вот публикаций о том, как в столь противоре­чивой обстановке научить его жить среди людей, почти нет. Мно­гие издания почти полностью вывели из употребления термины, обозначающие нравственные ценности, ставшие во всем мире об­щепризнанными и получившими статус общечеловеческие.

    Так произошло и с термином «коллективизм». В новой модели воспитания нет места формированию чувства коллективизма. А жаль. Мы уверены, что сегодня практически каждый человек, которому за двадцать, может подтвердить, что в коллективизме есть что-то ценное, необходимое каждому. Это «что-то» и есть сущность кол­лективизма: «Я могу самовыразиться, реализовать себя, если чувствую признание со стороны своего окружения».

    Анализируя поступки ребят в детском саду, в домашней обста­новке, можно заметить, что одни из них стремятся к удовлетворе­нию, в первую очередь, своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. В данном случае принято говорить о направлен­ности ребенка на себя. Другие дети свои поступки, действия соот­носят (в разной степени) с интересами, желаниями окружающих людей — сверстников, взрослых и т.д. В таком случае можно гово­рить о первых проявлениях коллективистской направленности.

    Один и тот же ребенок в разном окружении может проявлять раз­ную степень такой направленности. Это в какой-то степени объясняет неодинаковое поведение детей дома и в детском саду. Многим знакома ситуация, когда «на людях» ребенок вежлив, исполнителен, с радостью выполняет поручения воспитателя, значимые для всей группы, а дома грубит, не прислушивается к советам, просьбам взрослых, требует ис­полнения всех своих желаний. Как объяснить такое поведение? Ду­мается, что в детском саду ребенок просто почувствовал значимость общества сверстников: его интересы удовлетворяются только тогда, когда он сам считается с интересами группы. А дома он привык к тому, что свою значимость для членов семьи ему не надо завоевывать, не нужно самоутвердиться, потому что все и так подчинено удовлетво­рению его потребностей и интересов, все и так уверены в его уникаль­ности и непревзойденности. В результате постепенно формируется на­правленность на себя, которую трудно преодолеть с годами.

    Но все же преодолеть ее можно. И это главная задача не только для родителей, но и воспитателей, которые не хотят воспитывать будущих эгоистов.

    На пути к коллективистской направленности предстоит сделать ряд последовательных шагов: от формирования у ребенка направ­ленности на сверстников (на первом этапе) к созданию у него ощущения собственной значимости для них (на втором) и закреп­лению ощущения ребенком своей значимости для получения общего результата при поддержке каждого всеми (на третьем).

Вывод: каждый ребенок должен пройти «школу детского сада» по многим причинам, и главная из них — учиться жить среди людей.