Мама с ребенком трех с половиной лет пришла на консультацию к психологу. Диагноз поставили, и врач назначает лечение. Но в воздухе зависает какая-то загадка. Малыш неспокоен, носится по комнате из угла в угол, хватает на своем пути разные игрушки, но сразу же теряет к ним интерес. Он то говорит чепуху, то кривляется, то бросает на взрослых холодные взгляды, почти не реагируя на обращения к нему. Ребенок начинает ревновать мать и во время ее разговора с врачом все больше шумит. Мать чувствует себя растерянной и неспособной приостановить это. Странно, что она не замечает вещей, которые кажутся очевидными. Замечание врача, что ребенок, наверное, часто смотрит телевизор, она воспринимает с удивлением ("Откуда вы можете об этом знать?") и считает, что это происходит не так уж часто.
Десятилетний мальчик приходит к врачу с проблемой нарушения концентрации внимания. На вопрос "Как часто ребенок смотрит телевизор?" мама отвечает: "Нечасто, 3-4 раза в неделю". - "А раньше, в дошкольном возрасте?" - "Действительно, в то время мальчик смотрел все передачи подряд". И утерянное время не вернешь.
Смогут ли родители понять то, что телевидение последовательно мешает их ребенку стать самостоятельной активной личностью? Современные средства массовой информации развивают у ребенка поверхностность, бездеятельность, пассивность. Мир детской фантазии и представлений наполняется низкопробными образами, часто с жестоким содержанием, которые забирают у ребенка свободу.
Вина взрослый в детской телезависимости если не стопроцентная, то все-таки основная. Поэтому, прежде всего, решать проблему начнем с себя.
К детской телемании приводит:
Будем справедливы. Не одни только минусы несет нам и нашим детям телевизор. Попробуем проанализировать вред и пользу от телепросмотра.
Плюсы
Минусы
ТЕЛЕВИДЕНИЕ ТОРМОЗИТ:
- речевое развитие как возможность выражения личности;
- процесс чтения: дети хотя и читают, но тратят больше усилий, чтобы понять смысл прочитанного;
- развитие фантазии: детям сложно следить за рассказом, потому что их способность представлять атрофируется: "Когда я читаю детям историю, не показывая иллюстраций к ней, они начинают возмущаться: я ничего не вижу";
- процессы концентрации: телевидение делает ребенка поверхностным, "ленивым в мышлении", уязвимым к разным манипуляциям - активного обрабатывания увиденного не происходит, выводы телезрителя отвечают замыслам авторов телепередачи. Чтобы понять телепередачу правильно, необходимо полностью вникнуть в ее смысл. Эта пассивность приводит к тому, что в реальной жизни человек неспособен находить смысл в том, что он воспринимает непосредственно. Чтение книг заменяется просматриванием комиксов. Телевидение соблазняет охватывать взглядом страницу в целом и больше не читать;
- детскую любознательность, желание самостоятельно открывать мир и стремление его понять. В своих поисках и исследованиях ребенок не учится принимать как должное разочарования и какое - то время жить "с вопросом", поскольку фильмы всегда предлагают ему готовые ответы;
- способность играть и проявлять инициативу: детские игры становятся более пассивными; сначала дети заинтересованно вступают в игру, но при необходимости действовать самостоятельно быстро теряют к ней интерес. Дети ждут, чтобы их развлекали, их приходится уговаривать делать даже те вещи, которые им очень нравятся.
Считается, что телевидение развивает речь ребенка и обогащает его словарный запас. Однако практика показывает, что это далеко не так. К тому же дети, которые часто смотрят телевизор, больше подвержены стрессам и тяжелее их переносят.
Телевидение приводит к гиперактивности и непоседливости, усиливает те отклонения, которые уже есть у ребенка.
Все, что происходит на экране, ребенок переносит в свою повседневную жизнь. "Экранная" радость при этом может переживаться более реально, чем настоящая.
Грань между реальностью и фантазией стирается. Постоянное наблюдение насилия через некоторое время перестает вызывать негативную моральную реакцию. Мир функционирует уже без непосредственного участия человека - "события могут происходить и без меня", из них не делается никаких выводов. Поэтому шансы развития чувства ответственности сознания вины понижаются.
Значит, и плюсов и минусов можно насчитать немало. А это как раз говорит о том, что мы, взрослые, должны контролировать то, сколько времени проводит ребенок перед телевизором, что именно он смотрит и что думает об увиденном.
Включая телевизор в присутствии ребенка, мамы и папы должны помнить, что телевизионные шоу - это взрослые передачи, большинство информации из который вредят детям, навязывая те мысли и ценности, которые еще непосильны для детского понимания.
А что же тогда смотреть? Хорошая альтернатива телевизору
Выбор мультфильмов, фильмов, телепередач, конечно же, в первую очередь зависит от возраста ребенка, его интересов, а еще от уровня родительской сознательности.
Старые забытые диафильмы - их главный плюс в том, что ребенок может сам читать текст или слушать кого-то из родителей. Просмотр диафильмов воспринимается ребенком не как скучное времяпрепровождение, но как время общения с родителями. Н ведь, согласитесь, современным детям этого общения очень не хватает.
Не отбирать телевизор, а заменить его чем-то интересным!
Интересное - это общение с нами, взрослыми. Вот забавный эпизод: мама пришла на консультацию к психологу и говорит о том, что у нее нет контакта с ее двумя сыновьями шести и тринадцати лет. Психолог, проанализировав ситуацию, дает совет: попробуйте больше пообщаться с мальчишками в спокойной обстановке -устройте посиделки перед камином, почитайте вместе, поиграйте в настольные игры. Только при этом обязательно выключите телевизор. Услышав такой совет, мама удивлено спросила: “А как же я его выключу? У нас в доме шесть комнат и в каждой стоит телевизор. Мы так привыкли, чтобы они везде работали. Я однажды предложила мальчикам посидеть, поговорить, но они спросили: “А о чем мы будем разговаривать? Давай лучше телик посмотрим”».
Чтобы у вас не возникло подобной ситуации завтра, подумайте, что вы можете сделать уже сегодня.
Если вы понимаете, что ваш ребенок уже пристрастился без ограничений смотреть телевизор, то не опускайте руки. Еще можно многое изменить. Ведь вы родитель, и это ваш собственный ребенок, повлиять на которого в ваших силах.
Попробуйте, и у вас получится:
Памятка для родителей
Ребенок от 0 до 1 года: телевизор смотреть не рекомендуется
Ребенок от 1 до 2 лет: телевизор смотреть не рекомендуется
Ребенок от 2 до 3 лет: телевизор смотреть не рекомендуется
Ребенок от 3 до 5 лет: не более 15-20 минут в день, если у ребенка все в порядке с нервной системой и опорно-двигательным аппаратом
Ребенок от 6 до 8 лет: не более 20-10 минут в день, если у ребенка все в порядке с нервной системой и опорно-двигательным аппаратом
Ребенок от 8 до 14 лет: не более одного часа 2-3 раза в неделю
Ребенок от 15 до 18 лет: не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю
Как определить, “телеман” ли ваш ребенок?
Во-первых, дети, которые стали зависимы от просмотра телевизора, предпочитают такое времяпрепровождение всякому другому. Они спешат поскорее уйти с прогулки или даже стремятся быстро выполнить домашнее задание, чтобы прильнуть к любимому экрану. Предложите такому ребенку вместо ежевечернего просмотра вместе отправиться погулять или поиграть, и он обязательно откажется, потому что возле телевизора ему комфортнее и спокойнее.
Во-вторых, если вы замечаете, что ребенок вот уже двадцать минут как бездумно переключает каналы, не всматриваясь ни в одну передачу, то это означает, что ему по большому счету все равно, что смотреть, лишь бы картинки мелькали перед глазами.
В-третьих, сознание детей, которые слишком зациклены на телевизоре, постоянно занято размышлениями: чем закончится очередная серия, что будет происходить дальше.
В-четвертых, определить “телемана” можно и по особому отрешенному взгляду, по отсутствию реакции на обращение взрослых во время просмотра телепередач.
Попробуйте ответить на вопросы теста, приведенного ниже, чтобы оценить взаимоотношения в треугольнике “Ребенок-родитель-телевизор»
Если вы ответили утвердительно более чем на два вопроса, значит, у вас есть повод говорить о том, что у ребенка телезависимость!