Учитель прилагает немало усилий к тому, чтобы дети научились писать красиво, чётко. Родителям, конечно, тоже этого хочется. Однако для многих первоклассников нечёткий почерк становится серьёзной проблемой. Рука как будто не подчиняется ребёнку, отказывается выполнять поставленные задачи. Каллиграфия становится неприступной крепостью…
Традиционно обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности. Проблемы, связанные с письмом, встречаются примерно у 70% учеников, поступивших в первый класс.
Формирование навыка письма – действительно сложная задача, для решения которой требуется соблюдение многих условий, тщательная отработка множества приёмов. Для того, чтобы обучение письму проходило успешно, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки: тонкой моторики и координации движений. Тонкая моторика – это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка. Если кисть ребёнка развита хорошо, писать он будет красиво, чётко, легко. Но, к сожалении., очень часто пальцы рук ребёнка оказываются слабыми. Для родителей особенно важно знать, как развивать точные и достаточно сильные движения пальцев, активизировать работу мышц кисти.
Прежде всего, нужно запастись пластилином, глиной для лепки – лепка замечательно воздействует на мелкую моторику. Упражнения можно проводить на бытовом уровне, например, застёгивать и расстёгивать пуговицы, пришивать их, пытаться оторвать (но только без ущерба для одежды, на специальном материале). Полезно развязывание узелков на шнурках. Традиционно используется раскрашивание, рисование (попутно отметим, что фломастеры не рекомендуются – использование их предполагает, по сути, вождение рукой по бумаге без всякого усилия и, соответственно, не требует мышечной активности), графические упражнения (штриховка, контурирование и т.п.), аппликационные работы, конструирование, вырезывание, выпиливание, нанизывание бус, плетение, собирание пазлов, мозаики – трудно перечислить все возможные виды деятельности по развитию мелкой моторики.
Кроме того, не следует забывать о том, что тонкая моторика тесно связана с уровнем общего физического развития ребёнка. Поэтому необходимо дать будущему первокласснику возможность активно двигаться, бывать на воздухе, разумно заниматься спортом. Если родители находят время поиграть с ребёнком, то будет полезно пробегать через обруч, вращать обруч, прокатывать и бросать мяч в кольцо, по мишени, набрасывать кольца, сбивать кегли.
Особенно внимательными нужно быть к тонкой моторике в том случае, если у ребёнка недостаточно развита речь. Уровень развития речи и качество тонкой моторики взаимосвязаны. Любые упражнения для тренировки тонкой моторики стимулируют развитие речи и, значит, будут полезны для подготовки ребёнка к обучению грамоте, в частности, письму.
РАЗВИВАЕМ РУКИ И ПАЛЬЦЫ
Первый комплекс
Кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков остальных пальцев правой руки; то же на левой руке; затем на обеих руках одновременно.
Пальцы обеих рук по очереди «здороваются друг с другом» - дотрагиваются кончиками – большой с большим и далее.
Переплести пальцы обеих рук, плотно сжимать и разжимать кисти и пальцы.
Кисти рук – на уровне груди, пальцы слегка согнуты и беспорядочно касаются друг друга.
Вращать прямыми указательными пальцами обеих рук по очереди и одновременно.
Сцепить пальцы перед грудью, вращать кистями рук.
Большой палец, безымянный и мизинец сжать, указательный и средний поднять в виде «рожек», «проползти» кистью по рукам поочерёдно.
Второй комплекс