РОСИНКА - Дополнительно общеобразовательная программа кружка "ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ"

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска

Пояснительная записка

Игровой стретчинг - оздоровительная методика, основанная на естественных растяжках, направлена на укрепление позвоночника и профилактику плоскостопия. Методика позволяет предотвратить нарушения осанки и исправить её, оказывает оздоровительное воздействие на весь организм.

Методика стретчинга не имеет возрастных ограничений. Очень важно заниматься именно с детьми дошкольного возраста, тем более что в дошкольных учреждениях дети обучаются упражнениям стретчинга в игровой форме.

Игровой стретчинг это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга.

Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному сюжету. На занятии даётся сказка - игра. В которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т.п., выполняя в такой интересной форме сложные упражнения. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку.

В программе представлены различные здоровьезберегающие технологии: коммуникативные игры, суставная гимнастика, подвижные игры, точечный самомассаж, дыхательные упражнения, релаксационная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.

Коммуникативные игры – это игры на развитие коммуникативных навыков детей (передача информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия).

Мышечно-суставная гимнастика — это предварительный комплекс упражнений, который подготавливает организм и позволяет в дальнейшем легче освоить основные упражнения стретчинга.

Подвижные игры – это активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Точечный самомассаж – это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные точки собственного тела, повышает свой жизненный тонус, избавляется от усталости и спасает себя от возможных заболеваний. Иными словами, самомассаж – это возможность человека помочь самому себе.

Дыхательные упражнения – комплекс упражнений, позволяющий задействовать значительную часть легких, благодаря чему в кровь поступает больше кислорода.

Гимнастика для глаз – это упражнения для предотвращения снижения зрения и снятия усталости глаз.

Пальчиковая гимнастика – это инсценировка каких либо рифмовок или потешек с помощью пальчиков.

Релаксационная гимнастика – метод физического воздействия на мышечный тонус с целью снятия повышенного нервно-психического напряжения, выравнивания эмоционального состояния, улучшения самочувствия и настроения.

Цель игрового стретчинга – реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка.

Задачи:

  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  2. Развитие двигательной активности детей средствами здоровьесберегающих технологий;
  3. Развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);
  4. Развитие творческих способностей, занимающихся:

 - развивать мышление, воображение, познавательную активность, расширять кругозор;

 - воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;

 - развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

  1. Приобщение детей к здоровому образу жизни

          Форма работы – кружковая.

        

          Программа рассчитана на работу с детьми 4-5 лет.

Продолжительность занятий – от 20 до 25 минут (согласно возрасту)

Общее количество учебных часов образовательной деятельности в год - 36.

Срок реализации – 1 год.

Способ организации – группа, количественный состав 20 человек.

Режим проведения - 1 раз в неделю, во второй половине дня по окончанию основных режимных моментов. С октября  по май включительно.

Структура занятия игровым стретчингом включает в себя несколько естественно переходящих одна в другую частей: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть вступительная часть, ее цель — подготовить ребенка на эмоциональном уровне к дальнейшим занятиям посредством выполнения несложных движений под музыку; разминка (движения под музыку), цель разминки — подготовить к работе все группы мышц; при проведении занятия с ребенком используются речитативные разминки, которые помогают развивать дыхательную систему, воображение. Разминка проходит в стихотворно-игровой форме.

Цель разминки не только разогреть и подготовить организм детей к нагрузке, но и подготовить к более сложным движениям под музыкальное сопровождение , дыхательные упражнения.

Основная часть — упражнения стретчинга, которые чаще всего выполняются из положения сидя или лежа на полу. Главная задача этой части состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц для удержания позвоночника в прямом положении.

Заключительная часть подвижная игра; восстановление организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Дыхательные упражнения способствую более быстрому восстановлению организма и несут оздоровительный характер. Важно научить ребенка дышать носом, соотносить вдох и выдох с движениями. Упражнения на

релаксацию включают в каждое занятие: необходимо, чтобы ребенок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки, расслабляться. Этому соответствует упражнения на релаксацию, выполняемое в игровой форме. Желательно использовать музыкальное произведение, отражающее характер выполняемых действий.

Целевые ориентиры:

  1. У детей развивается двигательная активность средствами здоровьесберегающих технологий;
  2. Развивается опорно-двигательный аппарат (формируется правильная осанка, профилактика плоскостопия);
  3. Развиваются творческие способности, занимающихся:

 - развивается мышление, воображение, познавательная активность, расширяется кругозор;

 - воспитывается умения эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движениях;

 - развивается лидерство, инициативность, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

  1. Дети приобщаются к здоровому образу жизни

Формы подведения итогов:

- открытые занятия.

Основные правила стретчинга:

Перед началом занятий на растяжку в обязательном порядке следует хорошо разогреть мышцы. Для этого подойдет разминка под музыку.

Правило ровной спины» - следите за осанкой, т.к. сгорбленность уменьшает гибкость;

Все упражнения выполнять без резких рывков. Движения должны быть плавными, медленными;

Сигналом к прекращению того или иного упражнения служит ощущение легкой болезненности мышц. Как только человек чувствует неприятные ощущения, упражнение следует прекратить;

Мышцы рекомендуется удерживать в растянутом состоянии на протяжении интервала от 10 до 60 секунд (в зависимости от степени спортивной подготовки). Обязательное сочетание динамических и статических форм работы мышц.

Каждое упражнение повторяется 4-6 раз (в зависимости от возраста). Подбирается инструментальная музыка с ярко выраженным ритмом. Во время рассказывания сказки взрослым дети разыгрывают ее. Игра состоит из нескольких фрагментов, в которое вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, расслабление для восстановления дыхания, и длится 20 - 30 минут с детьми старшего дошкольного возраста, а с детьми среднего дошкольного возраста – 20 минут.

Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении, дети занимаются на гимнастических ковриках, одеты по возможности легко, без обуви (в носках).

Правила безопасности во время занятий:

-Дети должны находиться на безопасном расстоянии друг от друга;

-резких движений не выполнять, возвращаться в исходное положение медленно;

-следить за правильностью исходного положения, во избежание травм.

Приложение 1

Содержании дополнительной – образовательной программы

Тема

5-6

«Путаница»

-                     развивать координационные способности;

-                      развитие внимания и памяти.

-                     профилактика плоскостопия

-                     формирование правильной осанки

-                     укрепление мышц спины, ног

-                     формирование умения слышать ритм

(1-2 неделя октября)

7-8

«Вот так вот любим мы играть»

-                     развивать чувство ритма;

-                     формировать умение ориентироваться в пространстве;

-                     профилактика плоскостопия

-                     формировать умения согласовывать движения с текстом

-                     развитие двигательной активности

(3-4 неделя октября)

9

«Мы веселые матрешки, на ногах у нас сапожки»

-                     учить перестроению в несколько шеренг;

-                     воспитывать раскрепощённость и творчество в движениях.

    -    развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах, формирование правильной осанки, тренировка внимания, улучшение осанки.

- развитие умения расслабляться под музыку

(5 неделя октября-1 неделя ноября)

10-11

«За осенью зима приходит, и к ней готовиться пора»

-                     развивать скоростно-силовые и координационные способности;

-                     содействовать развитию умения согласовывать движения с музыкой.

-                     тренировка вестибулярного аппарата, координации движений, укрепление связочно-мышечного аппарата, туловища, рук.

(2-3 неделя ноября)

12-

Сюжетно-игровое занятие «Мы за солнышком идем»

-                     способствовать тренировке и эластичности основных групп мышц;

-                     развивать подвижность суставов и связок;

-                     учить детей управлять собственным здоровьем, овладевать нетрадиционными способами оздоровления;

-                     воспитывать желание проявлять волю, терпение во время выполнения упражнений.

(4 неделя ноября)

13-14

«В мире животных»

-                     закрепить выполнение строевых действий;

-                     развивать творческие способности и воображение.

-                     профилактика плоскостопия

-                     укрепить мышцы ног

(1-2 неделя декабря)

15-16

«Новый год вот-вот придет»

-                     содействовать развитию музыкального слуха, памяти;

-                     расширять кругозор;

-                     формировать правильную осанку.

-                     профилактика плоскостопия

-                     укрепить мышцы спины

-                     развитие мелкой моторики

(3-4 неделя декабря)

17-18

«Мороз рисует инеем»

-                     содействовать развитию музыкального слуха;

-                     развивать ловкость, увертливость; совершенствовать умение соблюдать правила игры.

-                     укрепить мышцы брюшного пресса, рук и ног

-                     формировать чувство ритма

(3-4 неделя января)

19-20

«Зимняя сказка»

-                     развивать чувство ритма;

-                     упражнять в выполнении танцевальных шагов;

-                     развивать трудолюбие.

-                     развитие равновесия

-                     развитие памяти

(5 неделя января-1 неделя февраля)

21

«Просто так»

(2 неделя февраля)

22-23

«Отправляемся в поход, много нас открытий ждет»

-                     содействовать развитию чувства ритма;

-                     упражнять в ходьбе с препятствиями

-                     продолжать учить расслабляться под музыку

-                     воспитывать ответственность, организованность и дисциплинированность.

-                     развивать умение выполнять танцевальные шаги под счет и музыку

(3-4 неделя февраля)

24-25

«…чтобы быстро двигаться…»

-                     упражнять в выполнении комплекса танца, ритм. гимнастики;

-                     развивать мышечную силу, пластику и выносливость.

-                     Развитие творческих способностей

(1-2 неделя марта)

26-27

«У ребят порядок строгий»

-                     учить быстро находить своё место в шеренге;

-                     развивать ловкость и быстроту.

-                     продолжать развивать умение двигаться в такт музыке

-                     развивать  танцевальные способности и возможность детей

-                      развить умение импровизировать

(3-4 неделя марта)

28-29

«Морские обитатели»

-                     упражнять в передвижении по кругу со сцепленными руками;

-                     развивать слуховое внимание.

-                     развивать мышечную силу спины, брюшного пресса

-                     развивать творческие способности

(1-2 неделя апреля)

30

Сюжетное занятие «Морское царство»

-                    развивать мышечную силу спины, ног, рук

-                    развивать умение слышать ритм

-                    продолжать знакомить детей с морскими жителями

-                    профилактика плоскостопия

(3 неделя апреля)

31-32

«Все поет, играет, пляшет!»

-                     учить выполнять движения в соответствии с текстом;

-                     развивать мелкую моторику;

-                     способствовать развитию инициативы и трудолюбия.

-                     продолжать развивать умение двигаться в такт музыке

(4-5 неделя апреля)

33-34

              «Весеннее пробуждение»

-                     упражнять в различных перестроениях;

-                     упражнять в умении различать динамику звука;

-                     укреплять основные мышечные группы для формирования правильной осанки.

(1-2 неделя мая)

35

«Ленивая девочка»

(3 неделя мая)

36

«Выходи на тренировку»

-                     содействовать развитию танцевальности, гибкости.

-                     развивать инициативу детей

(4 неделя мая)

Список литературы

  1. 1. Назарова А.Г. «Игровой стретчинг» методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Санкт-Петербург - 2005
  2. 2. «Танцевально- методический материал для работы дошкольного и младшего школьного возраста».
  3. 3. Назарова А.Г. Сюжетно- ролевые игры 1 часть; Санкт-Петербург 2016
  4. 4. Назарова А.Г. Сюжетно- ролевые игры 2 часть Санкт-Петербург 2006

Перечень музыкальных произведений к методике

1.Игры, которые лечат для детей от 5 до 7 лет; А.С Галанов; Москва;

2.Сборник сказок для чтения.

3.Диски с музыкальным репертуаром (8 шт.) для основной части занятия.

4.Диски с музыкой для разминки, дыхательных упражнений и упражнений для

Список музыкальных произведений, используемых на занятиях по «игровому стрейтчингу»

Д.Верди - Марш из оперы "Аида"

В. Герчик - Сверчок (Вечерняя песня)

Э. Григ- Отрывки из оперы "Пер Гюнт"; Вальс, Танец Анитры, В Пещере горного короля

М.Глинка -Детская полька, Жаворонок

Д. Кобалевский - Клоуны; Марш; Полька из оперетты "Весна поет"

Л. Книппер - Почему медведь зимой спит

М. Красев - Конь; Рыбка; Медвежата; Песня зайцев

С. Майкапар - Вальс; Мотылек; Полька

Л. Половинкин - Медвежонок

А. Хачатурян - Танец Узундара из балета" Гаяне"

П. Чайковский - Марш, Полька, Вальс из балета " Спящая красавица"; из балета "Щелкунчик" - Китайский танец; Испанский танец; Из "Детского альбома" – Немецкая песенка; Итальянская песенка; Неаполитанская песенка; Вальс; Старинная французская

Д. Шостакович - Вальс-шутка; Музыкальный момент; Фореллен-квартет;

Ф. Шуберт – Музыкальный момент

Р. Шуман - Веселый крестьянин из " Альбома для юношества"

Русские народные песни