Пояснительная записка
Игровой стретчинг - оздоровительная методика, основанная на естественных растяжках, направлена на укрепление позвоночника и профилактику плоскостопия. Методика позволяет предотвратить нарушения осанки и исправить её, оказывает оздоровительное воздействие на весь организм.
Методика стретчинга не имеет возрастных ограничений. Очень важно заниматься именно с детьми дошкольного возраста, тем более что в дошкольных учреждениях дети обучаются упражнениям стретчинга в игровой форме.
Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга.
Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному сюжету. На занятии даётся сказка - игра. В которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т.п., выполняя в такой интересной форме сложные упражнения. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку.
В программе представлены различные здоровьезберегающие технологии: коммуникативные игры, суставная гимнастика, подвижные игры, точечный самомассаж, дыхательные упражнения, релаксационная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.
Коммуникативные игры – это игры на развитие коммуникативных навыков детей (передача информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия).
Мышечно-суставная гимнастика — это предварительный комплекс упражнений, который подготавливает организм и позволяет в дальнейшем легче освоить основные упражнения стретчинга.
Подвижные игры – это активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Точечный самомассаж – это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные точки собственного тела, повышает свой жизненный тонус, избавляется от усталости и спасает себя от возможных заболеваний. Иными словами, самомассаж – это возможность человека помочь самому себе.
Дыхательные упражнения – комплекс упражнений, позволяющий задействовать значительную часть легких, благодаря чему в кровь поступает больше кислорода.
Гимнастика для глаз – это упражнения для предотвращения снижения зрения и снятия усталости глаз.
Пальчиковая гимнастика – это инсценировка каких либо рифмовок или потешек с помощью пальчиков.
Релаксационная гимнастика – метод физического воздействия на мышечный тонус с целью снятия повышенного нервно-психического напряжения, выравнивания эмоционального состояния, улучшения самочувствия и настроения.
Цель игрового стретчинга – реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка.
Задачи:
- развивать мышление, воображение, познавательную активность, расширять кругозор;
- воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
- развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
Форма работы – кружковая.
Программа рассчитана на работу с детьми 4-5 лет.
Продолжительность занятий – от 20 до 25 минут (согласно возрасту)
Общее количество учебных часов образовательной деятельности в год - 36.
Срок реализации – 1 год.
Способ организации – группа, количественный состав 20 человек.
Режим проведения - 1 раз в неделю, во второй половине дня по окончанию основных режимных моментов. С октября по май включительно.
Структура занятия игровым стретчингом включает в себя несколько естественно переходящих одна в другую частей: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть вступительная часть, ее цель — подготовить ребенка на эмоциональном уровне к дальнейшим занятиям посредством выполнения несложных движений под музыку; разминка (движения под музыку), цель разминки — подготовить к работе все группы мышц; при проведении занятия с ребенком используются речитативные разминки, которые помогают развивать дыхательную систему, воображение. Разминка проходит в стихотворно-игровой форме.
Цель разминки не только разогреть и подготовить организм детей к нагрузке, но и подготовить к более сложным движениям под музыкальное сопровождение , дыхательные упражнения.
Основная часть — упражнения стретчинга, которые чаще всего выполняются из положения сидя или лежа на полу. Главная задача этой части состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц для удержания позвоночника в прямом положении.
Заключительная часть подвижная игра; восстановление организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Дыхательные упражнения способствую более быстрому восстановлению организма и несут оздоровительный характер. Важно научить ребенка дышать носом, соотносить вдох и выдох с движениями. Упражнения на
релаксацию включают в каждое занятие: необходимо, чтобы ребенок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки, расслабляться. Этому соответствует упражнения на релаксацию, выполняемое в игровой форме. Желательно использовать музыкальное произведение, отражающее характер выполняемых действий.
Целевые ориентиры:
- развивается мышление, воображение, познавательная активность, расширяется кругозор;
- воспитывается умения эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движениях;
- развивается лидерство, инициативность, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
Формы подведения итогов:
- открытые занятия.
Основные правила стретчинга:
Перед началом занятий на растяжку в обязательном порядке следует хорошо разогреть мышцы. Для этого подойдет разминка под музыку.
Правило ровной спины» - следите за осанкой, т.к. сгорбленность уменьшает гибкость;
Все упражнения выполнять без резких рывков. Движения должны быть плавными, медленными;
Сигналом к прекращению того или иного упражнения служит ощущение легкой болезненности мышц. Как только человек чувствует неприятные ощущения, упражнение следует прекратить;
Мышцы рекомендуется удерживать в растянутом состоянии на протяжении интервала от 10 до 60 секунд (в зависимости от степени спортивной подготовки). Обязательное сочетание динамических и статических форм работы мышц.
Каждое упражнение повторяется 4-6 раз (в зависимости от возраста). Подбирается инструментальная музыка с ярко выраженным ритмом. Во время рассказывания сказки взрослым дети разыгрывают ее. Игра состоит из нескольких фрагментов, в которое вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, расслабление для восстановления дыхания, и длится 20 - 30 минут с детьми старшего дошкольного возраста, а с детьми среднего дошкольного возраста – 20 минут.
Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении, дети занимаются на гимнастических ковриках, одеты по возможности легко, без обуви (в носках).
Правила безопасности во время занятий:
-Дети должны находиться на безопасном расстоянии друг от друга;
-резких движений не выполнять, возвращаться в исходное положение медленно;
-следить за правильностью исходного положения, во избежание травм.
Приложение 1
Содержании дополнительной – образовательной программы
№ |
Тема |
5-6 |
«Путаница» - развивать координационные способности; - развитие внимания и памяти. - профилактика плоскостопия - формирование правильной осанки - укрепление мышц спины, ног - формирование умения слышать ритм (1-2 неделя октября) |
7-8 |
«Вот так вот любим мы играть» - развивать чувство ритма; - формировать умение ориентироваться в пространстве; - профилактика плоскостопия - формировать умения согласовывать движения с текстом - развитие двигательной активности (3-4 неделя октября) |
9 |
«Мы веселые матрешки, на ногах у нас сапожки» - учить перестроению в несколько шеренг; - воспитывать раскрепощённость и творчество в движениях. - развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах, формирование правильной осанки, тренировка внимания, улучшение осанки. - развитие умения расслабляться под музыку (5 неделя октября-1 неделя ноября) |
10-11 |
«За осенью зима приходит, и к ней готовиться пора» - развивать скоростно-силовые и координационные способности; - содействовать развитию умения согласовывать движения с музыкой. - тренировка вестибулярного аппарата, координации движений, укрепление связочно-мышечного аппарата, туловища, рук. (2-3 неделя ноября) |
12- |
Сюжетно-игровое занятие «Мы за солнышком идем» - способствовать тренировке и эластичности основных групп мышц; - развивать подвижность суставов и связок; - учить детей управлять собственным здоровьем, овладевать нетрадиционными способами оздоровления; - воспитывать желание проявлять волю, терпение во время выполнения упражнений. (4 неделя ноября) |
13-14 |
«В мире животных» - закрепить выполнение строевых действий; - развивать творческие способности и воображение. - профилактика плоскостопия - укрепить мышцы ног (1-2 неделя декабря) |
15-16 |
«Новый год вот-вот придет» - содействовать развитию музыкального слуха, памяти; - расширять кругозор; - формировать правильную осанку. - профилактика плоскостопия - укрепить мышцы спины - развитие мелкой моторики (3-4 неделя декабря) |
17-18 |
«Мороз рисует инеем» - содействовать развитию музыкального слуха; - развивать ловкость, увертливость; совершенствовать умение соблюдать правила игры. - укрепить мышцы брюшного пресса, рук и ног - формировать чувство ритма (3-4 неделя января) |
19-20 |
«Зимняя сказка» - развивать чувство ритма; - упражнять в выполнении танцевальных шагов; - развивать трудолюбие. - развитие равновесия - развитие памяти (5 неделя января-1 неделя февраля) |
21 |
«Просто так» (2 неделя февраля) |
22-23 |
«Отправляемся в поход, много нас открытий ждет» - содействовать развитию чувства ритма; - упражнять в ходьбе с препятствиями - продолжать учить расслабляться под музыку - воспитывать ответственность, организованность и дисциплинированность. - развивать умение выполнять танцевальные шаги под счет и музыку (3-4 неделя февраля) |
24-25 |
«…чтобы быстро двигаться…» - упражнять в выполнении комплекса танца, ритм. гимнастики; - развивать мышечную силу, пластику и выносливость. - Развитие творческих способностей (1-2 неделя марта) |
26-27 |
«У ребят порядок строгий» - учить быстро находить своё место в шеренге; - развивать ловкость и быстроту. - продолжать развивать умение двигаться в такт музыке - развивать танцевальные способности и возможность детей - развить умение импровизировать (3-4 неделя марта) |
28-29 |
«Морские обитатели» - упражнять в передвижении по кругу со сцепленными руками; - развивать слуховое внимание. - развивать мышечную силу спины, брюшного пресса - развивать творческие способности (1-2 неделя апреля) |
30 |
Сюжетное занятие «Морское царство» - развивать мышечную силу спины, ног, рук - развивать умение слышать ритм - продолжать знакомить детей с морскими жителями - профилактика плоскостопия (3 неделя апреля) |
31-32 |
«Все поет, играет, пляшет!» - учить выполнять движения в соответствии с текстом; - развивать мелкую моторику; - способствовать развитию инициативы и трудолюбия. - продолжать развивать умение двигаться в такт музыке (4-5 неделя апреля) |
33-34 |
«Весеннее пробуждение» - упражнять в различных перестроениях; - упражнять в умении различать динамику звука; - укреплять основные мышечные группы для формирования правильной осанки. (1-2 неделя мая) |
35 |
«Ленивая девочка» (3 неделя мая) |
36 |
«Выходи на тренировку» - содействовать развитию танцевальности, гибкости. - развивать инициативу детей (4 неделя мая) |
Список литературы
Перечень музыкальных произведений к методике
1.Игры, которые лечат для детей от 5 до 7 лет; А.С Галанов; Москва;
2.Сборник сказок для чтения.
3.Диски с музыкальным репертуаром (8 шт.) для основной части занятия.
4.Диски с музыкой для разминки, дыхательных упражнений и упражнений для
Список музыкальных произведений, используемых на занятиях по «игровому стрейтчингу»
Д.Верди - Марш из оперы "Аида"
В. Герчик - Сверчок (Вечерняя песня)
Э. Григ- Отрывки из оперы "Пер Гюнт"; Вальс, Танец Анитры, В Пещере горного короля
М.Глинка -Детская полька, Жаворонок
Д. Кобалевский - Клоуны; Марш; Полька из оперетты "Весна поет"
Л. Книппер - Почему медведь зимой спит
М. Красев - Конь; Рыбка; Медвежата; Песня зайцев
С. Майкапар - Вальс; Мотылек; Полька
Л. Половинкин - Медвежонок
А. Хачатурян - Танец Узундара из балета" Гаяне"
П. Чайковский - Марш, Полька, Вальс из балета " Спящая красавица"; из балета "Щелкунчик" - Китайский танец; Испанский танец; Из "Детского альбома" – Немецкая песенка; Итальянская песенка; Неаполитанская песенка; Вальс; Старинная французская
Д. Шостакович - Вальс-шутка; Музыкальный момент; Фореллен-квартет;
Ф. Шуберт – Музыкальный момент
Р. Шуман - Веселый крестьянин из " Альбома для юношества"
Русские народные песни