РОСИНКА - Аспекты реализации программы дополнительного образования по социально-коммуникативному развитию детей 6–7 лет

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска

27.09.2017

Мастер-класс для педагогов «Аспекты реализации программы дополнительного образования по социально-коммуникативному развитию детей 6–7 лет»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по составлению и реализации программы дополнительного образования детей по социально-коммуникативному развитию с целью повышения качества образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с содержанием программы дополнительного образования детей.
  2. Проанализировать используемые формы, методы, приёмы с точки зрения педагогической ценности для социально-коммуникативного развития дошкольников.
  3. Закрепить приёмы в игровых упражнениях и интерактивных играх.

Ход мастер-класса:

  1. Разминка

«Лесенка успешности»

Цель: Обеспечение активизации деятельности участников. Подведение участников к актуальности создания данной программы дополнительного образования по социально-коммуникативному развитию дошкольников.

Участникам предлагается сформулировать и ранжировать в порядке наибольшей значимости качества успешного ребёнка. Объяснить свой выбор.

  1. Теоритическая часть:

ФГОС ДО

Необходимость разработки программы по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако специфика дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребёнка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) направлен на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает пять структурных единиц (образовательных областей, представляющих определенные направления развития и образования детей. Одной из пяти образовательных областей ФГОС ДО является «Социально-коммуникативное развитие», которое направлено на:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
  • и др.

Если мы обратимся к целевым ориентирам (ФГОС ДО) – ( мы увидим, что в приоритете оказываются, именно, социальные навыки. Так как, ребёнок никогда не станет успешным, если он не умеет выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, не инициативен, не самостоятелен и т. д.

Первый раздел ПДО «Уверенность в себе» направлен на оказание каждому ребёнку необходимой помощи для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки

Второй раздел программы «Чувства, желания, качества» направлен на обучение детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства, переживания, качества человека (щедрость, вежливость, доброта, смелость и др., а также понимать эмоциональное состояние других людей.

Третий раздел ПДО «Социальные навыки» направлен на обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми; анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать

К концу реализации ПДО, дети осознают свои характерные особенности и предпочтения; понимают, что они, как и другие люди, уникальны и неповоторимы.

Дети умеют пользоваться выразительными средствами (мимикой, жестами, позами) как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания эмоционального состояния окружающих.

У детей сформированы представления о человеческих качествах: щедрый-жадный; смелый-трусливый; добрый – злой и др. ; сформированы такие понятия, как: дружба, настоящий друг, забота и др.

У детей сформированы коммуникативные навыки; ни умеют устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

Условия реализации ПДО: Возраст участников: дети с 5 до 7 лет (старшая -подготовительная к школе группа). Программа рассчитана на 1 (учебный) год обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю, во второй половине дня- как часть, формируемая участками ОО. Продолжительность занятия – 30 минут.

Формы организации:

  • интерактивные игры-занятия;
  • ритуалы начала занятий, ритуалы прощания;
  • домашние задания.

Методы и приёмы.

Формы подведения итогов.

 Показатели мониторинга Критерии.

Методы мониторинга.

Все без исключения родители хотят видеть ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается. И задача взрослых – помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; помочь наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

III. Практическая часть:

Цель: Познакомить и на практике отработать игровые приёмы, игры, направленные на формирование коммуникативных навыков детей, умений устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций, высказывать свои суждения; на осознание что, любой человек, уникален и неповторим.

  1. Игровой приём: «Пирамида добра»

Участники встают в круг. Педагог спрашивает: «Что доброго, хорошего Вы хотите пожелать всем нам?». Предлагает по очереди протянуть в середину круга руку ладонью вверх и произнести пожелание. После того как все выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добра, ведущий тихонько раскачивает её со словами «Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!» - подталкивает ладони игроков вверх, рассыпая пирамиду.

  1. Игровое упражнение «Волшебная палочка».

Ведущий произносит фразу: «Больше всего мне в себе нравится….», «Я хочу стать более…», «Я чувствую себя счастливым, когда….». Игроки по очереди передают «Волшебную палочку» и высказывают свои суждения, мысли.

  1. Игровой приём «Волшебный сундучок».

В течение дня дети складывают в «волшебный сундучок» желтые фишки за каждый хороший поступок. А в ступу к Бабе Яге складывают фиолетовые фишки за каждый плохой поступок. Все поступки анализируются: а как можно было поступить, чтобы избежать драки и т. п. Фишки считаются, каких поступков больше.

  1. Игровое упражнение «Фоторобот».

Педагог предлагает из предложенных частей лица создать образы людей. Обращает внимание на то что все люди разные (цвет глаз, овал лица, цвет и длина волос и т. д.). Предлагает составить рассказ о своем получившемся человеке (как зовут, чем занимается, черты характера и т. д.). Один из участников составляет фоторобот на интерактивной доске.

  1. Коммуникативная игра «Стиральная машина»

Участники встают в два параллельных ряда лицом друг к другу. Один участник проходит с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый участник произносит ему слова похвалы, поощрения, симпатии или пожимает руку, похлопывает по плечу, обнимает. В результате такой «мойки» появляется сияющий, счастливый, улыбающийся человек. Игра повторяется со следующим участником.

  1. Коммуникативная игра «Волшебные заросли».

Участник пытается проникнуть в центр круга, образованного другими участниками, прижавшимися тесно друг к другу – «волшебными зарослями». «Заросли» понимают человеческую речь и чувствительны к прикосновениям. Они могут пропустить ребенка в центр круга, а могут не пропустить, если их плохо просят. В конце упражнения проводится обсуждение: в каком случае «заросли» расступились и почему? И наоборот.

  1. Интеллект-карта «Настоящий друг».

Цель: проведение мозгового штурма: вспомнить качества, которыми должен обладать настоящий друг и сказки, фильмы, рассказы о дружбе.

Существует множество интеллект-карт, и у каждой из них свой неповторимый индивидуальный стиль. Мышление каждого человека уникально, поэтому и карта, как результат мышления, тоже оказывается уникальной и неповторимой. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д. Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать ключевые слова, ассоциации, рисунки, картинки. Для каждого ключевого момента проводятся, расходящиеся от центра, ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации. Один из участников составляет интеллект –карту на интерактивной доске.

  1. Рефлексия

Цель: проанализировать и сформулировать полученные ЗУН, результаты; определить цели своей дальнейшей работы.

  1. Игра «Ключевое слово»

Участникам педагогического взаимодействия предлагается по цепочке называть вслух свое ключевое слово (ценность, впечатления, отношение, рекомендации и т. д.) по прошедшему мастер-классу.

  1. Заполнение анкет обратной связи
  2. Педагогам вручаются буклеты, памятки: