РОСИНКА - КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА КУХНЕ ИЛИ НЯМ – НЯМ

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. А ответ на них даёт экспериментирование.

Цель экспериментирования – удовлетворить естественное детское любопытство и любознательность, потребность в игре и новых впечатлениях, желание сделать что-либо своими руками и стремление познавать окружающий мир, свойства предметов, их «поведение» в воде и воздухе, в статистике и динамике, способность взаимодействия друг с другом.

Дети, как правило, активно участвуют в экспериментальной, поисково- познавательной, исследовательской видах деятельности (перетекающих в игровые и наоборот), в процессе которых формируются необходимые способы действия, отношения детей между собой и со взрослыми, расширяет их кругозор. Появляются дополнительные возможности для воспитания разносторонней творческой личности, у у ребёнка развиваются креативность, нестандартное мышление, сенсомоторные координации.  Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

Что быстрее растворится:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок  рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста:

О пользе молока.

Как ни странно, но лучше всего мы узнаем, почему нужно пить молоко, проделав эксперимент с костями.  Возьмите объеденные куриные косточки, помойте их как следует, дайте им высохнуть. Затем залейте в мисочке уксусом, чтобы он покрывал косточки полностью, закройте крышкой и оставьте на неделю.  Через семь дней слейте уксус, внимательно рассмотрите и потрогайте кости. Они стали гибкими. Почему?  Оказывается, крепость костям придает кальций. Кальций в уксусной кислоте растворяется, и кости теряют твердость. Хотите спросить: « При чем здесь молоко?» Известно, что в молоке много кальция. Молоко полезно, потому что пополняет наш организм кальцием, а значит, делает наши кости твердыми и прочными.

Утопи и съешь.

Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в  миску с водой. Он будет плавать. И даже если постараться, утопить его не удастся. Очистите второй  апельсин его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых  апельсина , но один утонул, а второй плавает? Объясните ребенку: « В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды.  Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет».

Греет ли шуба?

Этот  опыт должен очень понравиться детям.  Купите два стаканчика мороженого в бумажной обертке. Один из них разверните и положите на блюдечко.  А второе прямо в обертке заверните в чистое полотенце и хорошенько укутайте шубой.  Минут через 30 разверните и второе мороженое. Сравните обе порции. Удивлены? А ваши дети?   Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке, почти не растаяло. Так что же? Может, шуба – вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает?  Объясняется все просто. Шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло.  Теперь закономерен и вопрос: « Зачем же человек в мороз надевает шубу?» Ответ: «Чтобы не замерзнуть».                                         Когда  человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет. Спросите ребенка, знает ли он, что бывают «шубы» из стекла?  Это термос. У него двойные стенки, а между ними - пустота. Через пустоту же тепло плохо проходит. Поэтому когда мы в термос наливаем горячий чай, он долго остается горячим. А если налить в него холодную воду, что с ней произойдет? На этот вопрос ребенок теперь может ответить сам.  Если с ответом он все еще затрудняется, пусть проделает еще один опыт: нальет в термос холодной воды и проверит ее минут через 30.

Домашние леденцы.

Кулинария – увлекательное занятие. Сейчас сделаем домашние леденцы. Для этого нужно приготовить стакан с теплой водой, в которой растворить столько сахарного песка, сколько может раствориться. Затем возьмите соломинку для коктейля, привяжите к ней чистую нитку, закрепив на ее конце маленький кусочек макарон ( лучше всего использовать мелкие макаронные изделия). Теперь осталось положить соломинку сверху стакана, поперек, а конец нитки с макарониной опустить в сахарный раствор. И набраться терпения.  Когда  вода из стакана начнет испаряться, молекулы сахара начнут сближаться и сладкие кристаллы станут оседать на нитке и на макаронине, принимая причудливые формы.  Пусть ваш малыш попробует леденец.  Вкусно?  Эти же леденцы будут гораздо вкуснее, если к сахарному раствору добавить сироп от варенья.  Тогда получатся леденцы с разным вкусом: вишневые, черносмородиновые и другие, какие он захочет.

Живые  дрожжи.

Известная русская пословица гласит: « Изба красна не углами, а пирогами». Пироги мы, правда, печь не будем. Хотя, почему и нет? Тем более что дрожжи у нас на кухне есть всегда. Но прежде покажем опыт, а потом можно  взяться и  за пироги. Расскажите детям, что дрожжи состоят из крохотных живых организмов, называемых  микробами ( а это значит, что микробы бывают не только вредные, но и полезные). Питаясь, они выделяют  углекислый газ, который, смешиваясь с мукой, сахаром и водой, «поднимает» тесто, делает его пышным и вкусным.  Сухие дрожжи похожи на маленькие безжизненные шарики. Но это лишь до тех пор, пока не оживут миллионы крохотных микробов, которые дремлют в холодном и сухом виде.  Давайте их оживим. Налейте в кувшин две столовые ложки теплой воды, добавьте в нее две чайные ложки дрожжей, затем одну чайную ложку сахара и перемешайте. Дрожжевую смесь вылейте в бутылку, натянув на ее горлышко воздушный шарик. Поставьте бутылку в миску с теплой водой. Спросите у ребят, что произойдет?  Правильно, когда дрожжи оживут и начнут  есть сахар, смесь наполнится пузырьками уже знакомого детям углекислого газа, который они начинают выделять. Пузырьки лопаются, и газ надувает шарик.

Есть   ли   в  воде   железо?

К концу лета на нижней стороне дубовых листьев попадаются красивые круглые орешки – галлы. Сначала они зеленые, потом краснеют и напоминают маленькие яблочки, прилипшие к листу.  Снимите несколько галлов и капните в стакан с чистой водой их сок. Вы удивитесь, если вода станет фиолетово – черной?  Не опасайтесь!  Это значит, что в данной воде содержится много железа.  Этот опыт интересно будет провести с разными соками. Попробуйте!