РОСИНКА - Консультация для педагогов. Ситуация успеха

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска

Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Нежелание познавать новое – самая серьезная проблема обучения. Ребенку необходимо помогать добиваться успеха в образовательной  деятельности.

Успех – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение воспитанников, но и на качество обучения.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Успех в обучении– завтрашний успех в жизни!

В переживании ситуации успеха особенно нуждаются воспитанники, испытывающие определенные затруднения в обучении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми дети этой категории могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. В опыте передовых педагогов с этой целью используются, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению более сложного задания. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи детям при ее осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривающие ребенка, вызывающие у него уверенность в своих силах, и стремление соответствовать оценке педагога. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.

Успех – категория не абстрактная. Радость успеха детей  младшего дошкольного возраста отличается от радости детей  старшего дошкольного возраста. Младший дошкольник не столько осознает успех, сколько переживает. Старший дошкольник и осознает, и переживает. Задача педагога в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Если взрослые, обладающие большим авторитетом у детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

Существует несколько основных типов ситуации успеха: неожиданная радость, общая радость, радость познания.

Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности педагога.

Рассмотрим некоторые приемы “неожиданной” радости:

-прием “Лестница”.

Речь идет о ситуациях, когда педагог ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

-прием “Даю шанс”.

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации воспитатель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

Тип ситуации успеха общая радость состоит в том, что бы ребенок достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной воспитателем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.

Рассмотрим  приемы «общей» радости.

-прием “Следуй за нами”.

Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ребенка, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

-прием “Заражение” или “Где это видано, где это слыхано”.

В педагогике заражение может быть очень эффективным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радостью. Педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор гносионосителя, то есть мощного источника интеллектуального заражения. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного  дошкольника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

Последним типом ситуации успеха является радость познания.

Развитие  познавательного интереса и есть предмет заботы педагога, формирующего радость познания.

-прием “Эврика”.

-    Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

-прием “Линия горизонта”. 

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, дошкольник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.

Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций:

  1. Снятие страха. - Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
  2. Авансирование успешного результата. - Помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его воспитанник обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в его силы и возможности.
  3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. - Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.
  4. Внесение мотива. - Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
  5. Персональная исключительность. - Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
  6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. - Побуждает к выполнению конкретных действий.
  7. Высокая оценка детали. - Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а  какой-то его отдельной детали.

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.

Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.