Каприз ( фр. –прихоть, причуда) – стремление детей, добиваться чего-то запретного, недостижимого или невозможного в данный момент.
Капризы обычно сопровождаются плачем, криком , топаньем ног, разбрасыванием подвернувшихся под руку игрушек.
Подчас капризы ребенка нелепы и совершенно невыполнимы. Например, вдруг хочет молока, которого в доме нет, или он хочет ехать на грузовом лифте, а пришел обычный, или идти в детский сад с мамой, а не с бабушкой.
У некоторых детей это встречается настолько часто, что взрослые начинают относиться к этому, как к закономерным явлениям дошкольного возраста.
Однако, считать, что капризы и упрямство обязательно сопутствуют детству, совершенно неправильно.
Да, действительно, в раннем детстве дети чаще склонны к капризам. У них ярко выражены процессы возбуждения: они несдержанны, не могут совладать со своими эмоциями. Им просто напросто не хватает мыслительных навыков, чтобы обобщить свои переживания. Часто капризы и упрямство заменяют ребенку неумение объяснить свое желание, в силу неразвитости речи.
Вспомним, что ребенок, находящийся в колыбели, криком подает сигналы о том, что ему пора сменить пеленки, что он голоден - это еще не есть собственно капризы. Но если потребности ребенка удовлетворяются не вовремя, он привыкает криком требовать удовлетворение своих потребностей, что является предпосылкой для капризов.
Капризы детей в более старшем возрасте ( часто 2-3 лет , реже 4-5 лет )тоже имеют свои причины. Чаще всего это:
- Неудовлетворение естественных потребностей ( голод, усталость, сонливость);
- Ощущение физического дискомфорта ( холодно, жарко, тесная обувь, одежда, неудобная постель);
- Капризы могут быть предвестниками болезни ( малыш ощущает физическое недомогание, просит то одно, то другое , но ничего не облегчает боль, поэтому плачет и капризничает);
- Капризы могут быть и в период выздоровления (ребенок за время болезни привыкает к повышенному вниманию и не хочет от этого отказываться);
- Обилие новых впечатлений или их перенасыщение.
Сережа часто остается вечером вдвоем с бабушкой. Основное его занятие в это время – смотреть все телевизионные передачи. Только возвращаясь поздно вечером домой родители укладывают его спать.
Мальчик, перевозбудившись, долго не засыпает, хнычет. Ночью спит неспокойно, утром с трудом встает. В детский сад приходит хмурым, невеселым, ест плохо, капризничает, с детьми ссорится.
Детский ум, воображение нельзя перегружать множеством развлечений. Даже самые приятные впечатления, но в большом количестве, не принесут ребенку тех удовольствий, на которые рассчитывают взрослые. Не говоря уже о получении совершенно ненужной информации из телевизионных передач. Но все же самой распространенной причиной, особенно в среднем возрасте (как у наших детей) и далее в старшем, является неправильное воспитание детей, неправильное поведение родителей.
Капризы могут возникнуть в ответ на слишком потакающие действия взрослых, на их противоречивые требования .
Если ребенку все разрешают, выполняют все его требования, “только бы он не расстроился, не заплакал”, то последствия такого воспитания – обычная капризность, избалованность, вседозволенность.
Многим мамам не удается ничего придумать в такой сложной ситуации и они предпочитают уступить, лишь бы он замолчал. Это, конечно вынужденный , но опасный путь. Он ведет к тому, что реакции детей закрепляются и в следующий раз повторится нечто подобное, но с еще большей силой.
По мере роста ребенка и развития его сознания капризы и упрямство начинают приобретать преднамеренный характер, становятся привычным способом достижения цели.
Причины капризов:
• Нарушения режима дня
• Обилие новых впечатлений
• Физический и психический дискомфорт
(холод, голод, неудобная одежда, сонливость и т.п.)
• Плохое самочувствие
• Неправильное поведение взрослых
Преодолеть капризы можно если:
• Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку.
• Будут тверды в позиции, дадут понять значение слова”нельзя”
• Научат ребенка хотеть, т.е. вырабатывать настойчивость в достижении цели
• Будут развивать у ребенка самостоятельность в совместной со взрослыми деятельности.
Если родители будут следовать первым двум пунктам, малыш хоть и с опозданием, усвоит, что нельзя - это нельзя, а надо - это надо.
Родители должны научить ребенка хотеть что-то конкретное и прилагать собственные усилия, чтобы удовлетворить свои собственные желания.
Если капризный ребенок занят совместной деятельностью со взрослым, он забывает капризничать. Важно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть интересу, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает сам. (убирает игрушки, накрывает на стол, стирает носочки).
На каждом столе лежат карточки с пословицами, высказываниями великих людей по теме воспитания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом родители знакомятся с содержанием каждой карточки.
- “Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.
А.С.Макаренко - советский педагог
- “Воспитание- это менее всего слова, то есть слова в последнюю очередь, а прежде поступок, действие, пример”.
А. Маркуша - писатель
- “Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания.”
Сюньцзы - китайский философ
- “Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.”
Я.Коменский-основоположник педагогики
- “Из всех творений самое прекрасное- получивший прекрасное воспитание человек.”
Эпиктет - древнегреческий философ
- Учи жену без детей, а детей без людей.
- Поверьте не стареющей примете: век плачут избалованные дети.
- Отец не научил – чужой дядя не научит.
- Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься.
- Детки хороши- отцу и матери венец,
Худы – отцу и матери конец.