РОСИНКА - Консультация для педагогов «Профилактика проявления жестокости и агрессии у детей дошкольного возраста»

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска


Современный мир жесток и агрессивен. И неудивительно, что дети, своим поведением и поступками копирующие взрослых, часто проявляют бессердечие по отношению к окружающим. Как избежать проявления детской жестокости и есть ли универсальный способ борьбы с этим проявлением?

Детская жестокость: причины появления

Психологи и педагоги определяют понятие «детская жестокость» как моральное качество личности, проявляющееся в агрессивности к людям и допускающее физическое насилие над ними. Она может появляться в самом раннем возрасте как неосознанное явление. Если, например, маленький исследователь оторвал мухе крылья и наблюдает за ее движениями, то это свидетельствует лишь об интересе к окружающему миру, а никак не о сформировавшемся агрессивном поведении.

Существуют и другие причины детской жестокости. В силу того, что маленькому ребенку свойственно повторять все, что делают взрослые, поступки малыша отображают агрессию родителей по отношению друг к другу, к коллегам, старшим родственникам. Услышав злобные слова или увидев, как отец поднимает руку на мать, сын или дочь так же действуют со своими игрушками или домашними животными. Такая систематически повторяющаяся ситуация в семье может спровоцировать появление устойчивой формы агрессивности у подростка в будущем.

Детская жестокость: способы борьбы с ней

Как избежать того, чтобы единичные проявления агрессии у ребенка не превратились в устойчивую негативную черту личности? Проблема детской жестокости не существует в семьях, где отношения построены на любви, взаимоуважении и доброте. Когда взрослые уделяют много времени общению с малышом, с удовольствием отвечают на его вопросы, показывают пример доброжелательного отношения к людям, вряд ли у ребенка появится желание вести себя жестоко. Медики утверждают, что такое явление как жестокость может появиться вследствие психических патологий. Избавиться от деструктивных проявлений агрессии в этом случае поможет лишь специалист. Замечено, что дети с дефицитом внимания, живущие в неблагополучных семьях или в приютах, чаще подвержены агрессивному влиянию старших товарищей и каждое проявление жестокости только подтверждает, что они делают правильно, избивая сверстников или младших детей, издеваясь или насмехаясь над ними. Ребенок, лишенный родительской любви и ласки, вырастает этаким «зверенышем», который и не подозревает, что в жизни можно вести себя иначе.

Основная профилактика детской жестокости – внимание к ребенку, любовь и желание помочь ему стать успешным. При этом желательно оградить малыша или минимизировать влияние на него телевизионных передач, фильмов, компьютерных игр, которые рассказывают о бесчеловечных поступках, где присутствует насилие, убийство, бездушие. Лучший способ избежать формирования такой черты как жестокость – любить ребенка и доказывать собственным примером: все проблемы можно решить мирно, без агрессии.

Формы проявления насилия и агрессии в детских садах иные, нежели в школе. Если в школе насилие чинит, как правило, некая группа, в детском саду нарушителями спокойствия являются один или два ребенка. Насилие проявляется в отдельных инцидентах. Следующий момент, обращающий на себя внимание, касается самой специфики проявления насилия в детских садах. Двое детей только что мирно играли друг с другом, как вдруг один ребенок плача жалуется, что другой ударил его «прямо в живот». Насилие в детских садах не знает предварительной стадии. Одно состояние в мгновение ока меняется на противоположное, мирное сопение разражается вспышкой ярости. Полутонов нет.  Многие из питомцев детских садов не осознают до конца свои действия. Отсутствует понимание последствий и чувство вины. Мальчик бьет девочку, а затем, сбив ее с ног, начинает топтать ногами. Воспитательница в ужасе оттаскивает его от жертвы: «Разве ты не понимаешь, что делаешь ей больно?» Мальчик отрицательно качает головой: «Да ведь на мне же кроссовки!» Зачастую оправданием насильственного действия является незначительный проступок. Наказание несоразмерно провинности, оцениваемой крайне субъективно. Девочка расцарапала другой лицо только за то, что та ее не дождалась. Многие дети не отдают отчета в неадекватности своей реакции и в том, что шишка на голове или удар с размаху вызывают у другого боль. «У нее глупый смех» – выглядит оправданием применения насилия, так же как и следующее: «Нечего ей было так орать». Нередко агрессивное поведение детей расходится с их словами. На словах все они против насилия, что не мешает им применять насилие против сверстников. Но ведь это совсем другое дело! Можно ли терпеливо сносить то, что «у нее такие ужасные лакированные туфельки»?

Предупреждение жестоких, агрессивных проявлений у детей

 дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.

   Опыт работы дошкольных учреждений свидетельствует о том,  что детей проявляющих агрессивность, жестокость становится с каждым годом всё больше и больше. С  ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Самой распространенной формой реагирования на агрессию является наказание или выговор. Однако данный подход, как свидетельствует практика, малоэффективен и  после такого воздействия на ребенка со стороны педагога, проявление агрессивности, жестокости возникают снова и снова. Поэтому педагогу прежде, чем запрещать или подавлять проявления агрессивности, важно выяснить причины, их вызывающие. За агрессивными проявлениями ребенка, всегда стоят какие – либо причины, и агрессивность – это естественное следствие каких – либо внутренних или внешних событий, которые происходят с ребенком. Основными причинами проявлений детской жестокости и агрессии, по мнению исследователей, являются: стремление привлечь к себе внимание сверстников; стремление получить желанный результат; стремление быть главным; защита и месть; желание ущемить достоинство другого  с целью подчеркнуть свое превосходство. Определяющее значение для формирования жестокого и агрессивного поведения у детей имеют отношения в семье, особенности личности самого ребенка и его родителей, их установки, стиль воспитания, жизненные смыслы и ценности, телевидение с агрессивным содержанием. Каждый из этих факторов действует не в отдельности, только их особое сочетание и взаимодействие создают условия, способствующие развитию агрессивности в детском возрасте, так как ребенок не может быть злым от природы.

Агрессивные проявления могут выражаться в словесной форме: ребенок кричит, обзывается, угрожает, оскорбляет сверстников. И физической: ребенок нападает на детей или взрослых, дерется, кусается, пинается, толкается, швыряет предметы, ломает игрушки, разрушает результаты работы другого ребенка. Проявления агрессивности может носить и непрямой характер: ребенок игнорирует ваши просьбы, «не слышит» вас, ябедничает, провоцирует сверстника, чтобы обидчику «досталось» от взрослых, манипулирует другими.  В работе с детьми, проявляющими жестокость, агрессию, педагогу важно знать какие формы проявления агрессивности можно поддерживать, а какие стоит останавливать. Приемлемые формы, которые можно поддерживать. Можно: разрешать ребенку создавать рисунки с изображением агрессии в разных формах: взрывы, драки, войны, бури и т.д.; играть с предметами: разрушать собственноручно построенные объекты, швырять игрушки в определенную не живую цель, корзину, ящик; выражать протест: «нет!», желательно с объяснениями «почему»; ломать игрушки, если это не очень дорогие во всех смыслах предметы; бить подушки, спортивные груши; бороться с кем-нибудь по обоюдному согласию; заниматься спортивными играми, трудиться. Неприемлемые формы, которые стоит останавливать: не следует разрешать ребенку оскорблять и унижать других людей, применять физическое насилие, выраженное по отношению к любым живым объектам, в том числе к животным, манипулировать чувствами других людей, провоцировать других.

Профилактика - это комплекс упреждающих мер, направленных на предотвращение нежелательного поведения. Педагогическими условиями профилактики детской агрессивности и жестокости  являются:

1. Профилактическая работа с детьми, направленная на развитие у них социальных чувств, сопереживания, толерантности, умения встать на позицию другого человека и включение в педагогический процесс специальных игр и упражнений. Данная работа может быть организована  по типу организации совместных игр, проигрывания сюжетов известных сказок, при этом ребенку проявляющему агрессивность, следует предлагать роли слабых, нуждающихся в защите персонажей, чтобы ребенок мог почувствовать себя на их месте, т.е. развивать эмпатию, толерантность, доброту. Если же ребенку достается роль агрессивного персонажа, необходимо акцентировать внимание на таких качествах персонажа, как сдержанность, выдержка, умение владеть собой, защищать слабых. Достаточно распространена ситуация, когда дети проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача педагогов научить детей понимать собственное эмоциональное состояние и чувства других людей, научить ребенка выражать гнев, злость приемлемыми способами, ясно и конкретно, а не манипулятивно проявлять свое неудовольствие. Решить поставленные задачи, педагог может в совместной ролевой игре. Например, можно разыграть такую проблемную ситуацию: в детский сад пришли два игрушечных лягушонка. На глазах у детей они поссорились, так как один из них хотел поиграть с новой большой машинкой, с которой уже играл его товарищ. Пока лягушата ссорились, воспитатель позвал всех на прогулку. Так никто из драчунов и не успел поиграть с большой машинкой. Из-за этого они поссорились еще больше. Педагог просит помирить лягушат.  Каждый желающий ребенок предлагает свое решение. Затем несколько из предложенных детьми вариантов, разыгрываются парами, которые выступают в роли поссорившихся лягушат. По окончании игры, дети, вместе с педагогом обсуждают, насколько удачным был тот или иной способ примирения, что чувствовали лягушата во время ссоры, и что хотелось им сделать? Довольно часто дети предлагают агрессивные способы выхода из создавшейся ситуации, например: закричать на друга, ударить, отобрать игрушку, припугнуть. В этом случае педагог не должен критиковать и давать оценку предложениям ребенка. Напротив, он должен предложить детям этот вариант для ролевой игры. В процессе обсуждения они, как правило, сами убеждаются в неэффективности такого подхода. Работа с ребёнком, проявляющим агрессивность, будет эффективной только тогда, когда к ней привлечены не только педагоги, но и, самое главное, - родители.

2. Работа со взрослыми, составляющими ближайшее окружение ребенка, строиться как в плане ознакомления их с причинами детской жестокости и агрессивности, психологическими особенностями агрессивных детей, так и в организации нового опыта взаимодействия с такими детьми (обращать внимание на ребенка тогда, когда он ведет себя хорошо; предоставлять выбор в способах поведения; оценивать не личность, а отдельные поступки), перестройки системы наказания и поощрения. Родители должны помочь своим детям адаптироваться к окружающему миру. Необходимо научить родителей, уважающих своего ребенка, поддерживать здоровую настойчивость, усилия в достижении цели, концентрировать энергию ребёнка для получения желаемого результата; или напротив, избавиться от ненужной враждебности к другим, к себе, к обществу. Эта помощь необходима, для того, чтобы дети не осложняли свою жизнь внутренними конфликтами, чувствами вины и стыда, чтобы они себя уважали, уважали других, могли нести свою меру социальной ответственности, строили доброжелательные отношения с окружающими и получали истинное удовольствие от жизни. Необходимо отметить, что недостаток ласки, внимания, доброты в детстве, ведёт к снижению эмпатии и усилению агрессивности.

Ребенок ждет от взрослых нежности, ласки, любви, тепла, поддержки,  понимания,  одобрения,  заботы, похвалы,  улыбки.