В дошкольном образовательном учреждении реализуется право ребенка на образование, гарантированное государством. С позиции Конвенции право на образование включает в себя следующие аспекты:
Рассмотрим, как это право реализуется в системе дошкольного образования.
Система дошкольного образования в настоящее время представляет гибкую дифференцированную сеть дошкольных образовательных учреждений. ДОУ оказывает образовательные услуги, ориентированные на различные группы населения, имеющее детей в возрасте от 2 до 7 лет.
Несмотря на сложное финансовое положение, в детском саду созданы условия, которые в целом отвечают санитарно-гигиеническим требованиям.
С целью обеспечения качества образования в ДОУ используются программы и педагогические технологии, рекомендованные государственными органами управления образованием, а так же авторские разработки и программы, утвержденные экспертным советом.
Все комплексные и парциальные программы, а также предлагаемые авторами педагогические технологии, реализующие поставленные в этих программа задачи, направлены на достижение в ДОУ следующих прав ребенка:
Для того чтобы сохранить или улучшить здоровье ребенка в самый ответственный период его жизни, необходима каждодневная работа в семье и ДОУ. Кроме того, в Законе «Об образовании» указанно, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников». Ориентация на ребенка, его физическое и психическое здоровье, личностные качества стала ведущим направлением работы ДОУ.
Определенный уровень охраны здоровья детей, а точнее, уровень стабилизации его состояния обеспечивается традициями системы дошкольного образования. Оздоровительные и лечебные процедуры органично включаются в процессы ухода, воспитания и даже обучения, поэтому осуществляются порой эффективнее, чем в медицинских учреждениях.
Качественному улучшению здоровья детей способствуют следующие факторы:
Практика показывает, что именно в дошкольном возрасте работа по сохранению и укреплению здоровья детей и коррекция различных недостатков в их развитии особенно эффективны, дает положительную динамику и хорошие результаты.
В детском саду ребенок может и должен играть. Для этого разработаны программы и методические рекомендации по организации и руководству игровой деятельности.
Право ребенка на игру должно соблюдаться и в каждой семье. Но родители думают, что ребенок должен играть самостоятельно, а их задача приобретать для него игрушки. Однако ребенок не проявляет к ним интереса. Гораздо охотнее играет на компьютере или смотрит телевизор. А родители считают, что компьютерные игры могут решить все задачи, связанные с развитием ребенка.
Необходимо стимулировать в дошкольном детстве именно игровую деятельность, полноценное развитие которой становится возможным лишь при условии двухсторонних усилий в этом направлении семьи и детского сада.
Так же в дошкольных учреждениях реализуется право ребенка на защиту и помощь. Анализ состояния дел на местах по соблюдению прав ребенка в ДОУ представляет сложившуюся ситуацию в достаточно благоприятном свете. До настоящего времени в России не зарегистрировано ни одного случая привлечения работников ДОУ к судебной ответственности за совершение по отношению к ребенку, каких бы то ни было форм насилия. Но воспитатели не преднамеренно игнорируют ряд направлений в работе с детьми. В первую очередь это связанно с тем, что с каждым годом в массовой практике детских садов появляются все больше «проблемных» детей. К ним относятся дети с поведенческими нарушениями (воровство, ложь, агрессивность), эмоционально-личностными расстройства (депрессия, застенчивость, страхи, гиперактивность), которые в той или иной степени обнаруживаются у каждого ребенка.
К основным направлениям работы воспитателя по соблюдению права ребенка на защиту и помощь относятся следующие:
- трансляция родителям положительного образа ребенка;
- работа по коррекции детско-родительских отношений;
- работа по предотвращению нарушения прав ребенка взрослыми.
Таким образом, становится очевидным, что ребенка посещающего дошкольное учреждение можно считать защищенным от физического насилия. Но еще требуется большая работа по повышению правовой, педагогической культуре руководителей и воспитателей для того, чтобы все формы защиты, предусмотренные Конвенцией и нормативно-правовыми документами, были реализованы как в ДОУ, так и в семье.