РОСИНКА - Воспитание экологической культуры дошкольников посредством экспериментальной деятельности

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска


     «Человек стал человеком только тогда,  Когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей» В.А. Сухомлинский.

      Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

     Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

     Ни для кого не секрет, что экологическая обстановка в мире оставляет желать лучшего. То, в каком мире будут жить наши дети, напрямую зависит от нас – педагогов.

Путь к формированию экологической культуры – это дальнейшее развитие экологического образования.

     Ведущей идеей  моей работы является формирование у детей осознанно – правильного отношения к природе через использование метода детского экспериментирования. Потому что, как выяснилось, эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

     Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

     Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

     Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.  

     Экологические эксперименты имеют свои особенности, которые надо учитывать. Так, категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям и животным (нельзя собирать коллекции насекомых, нельзя проводить опыты по поеданию одних животных другими и т.д.).

     Особое внимание необходимо уделять правилам безопасности и вопросам гигиены. При проведении природоведческих экспериментов случается так, что реальные результаты не совпадают с ожидаемыми. В таких случаях надо обсудить с детьми тот результат, который получился в реальной жизни, который зачастую бывает более интересным, чем запланированный.

    Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (т.к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно – образное мышление начинает заменяться словесно – логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию  проговаривания своих действий вслух). Нужно учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся между детьми, не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов.

     По способу применения эксперименты  делятся на демонстрационные и фронтальные. Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.

     За основу в своей работе я взяла программу Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа» и технологию З.Ф. Аксёновой «Войди в природу другом».

     Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.

В ходе работы я ставлю перед собой следующие задачи:

-      углублять знания детей об окружающих их объектах природы и природных явлениях;

-      развивать познавательный интерес к природе, речь, мышление, память, умение формулировать выводы, математические умения, способствовать развитию понимания правильной картины мира;

-      воспитывать аккуратность, умение слушать взрослого, терпение, бережное отношение ко всему живому.

 Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую – опыты.

     В условиях детского сада я использую только элементарные опыты. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.       

     В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.).

     Элементарные эксперименты могут быть самыми различными. Это опыты с объектами живой и неживой природы, которые можно проводить в групповой комнате на занятиях по экологии и вне занятий, на прогулках по участку детского сада, в цветнике.

При проведении опытов я придерживаюсь следующей структуры:

   • постановка проблемы;
   • поиск путей решения проблемы;
   • проведение наблюдения;
   • обсуждение увиденных результатов;
   • формулировка выводов.

     Также я разработала модель обучения детей организации экспериментирования, перспективное планирование занятий для каждой возрастной группы по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников», которое включало в себя:

   • Ø экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
   • Ø познавательные занятия с элементами экспериментирования;
   • Ø демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми долгосрочные наблюдения-эксперименты.

     Для реализации всего объема работы в группе бала создана мини-лаборатория, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

     Эффективность работы по формированию познавательного интереса дошкольников к природе определялась через диагностику уровня сформированности у детей навыков экспериментальной деятельности.

     Для определения уровня экологической воспитанности я подобрала диагностический материал и оборудование и провела диагностику.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

     - во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

     - во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

     Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

     Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Критерии сформированности экологических знаний:

1) знания о мире животных;

2) знания о растительном мире;

3) знания о неживой природе;

4) знания о временах года.

    Результаты диагностики уровня экологической воспитанности дошкольников на сентябрь 2011 и на май 2012 года  представлены  в таблице.

     Большое значение я придавала работе с родителями. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использовала как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (круглый стол, дискуссии).

     В начале работы я выяснила, как родители относятся к проблемам экологического воспитания детей, и провела анкетирование родителей по теме «Экологическое воспитание детей», которое дало мне дополнительную информацию, использованную впоследствии в работе с дошкольниками.

     Были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).

     Также ежегодно проводятся различные конкурсы: конкурсы поделок из природного материала, в которых родители активно принимают участие. «Новогодний Рождественский букет», конкурс поделок из бросового материала.

Подводя итоги, хочется отметить, что работа проводилась не зря.

     В результате проделанной работы есть положительные результаты: повысился уровень экологической культуры у детей; дети научились осознанно и правильно относиться к объектам и явлениям природы, практическим действиям по охране её; развиты умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Данные выводы основаны на результатах позитивной динамики достижений дошкольников за последние три года.

     В перспективе – широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования в дошкольном учреждении и дома, индивидуального и коллективного во всех видах деятельности.

     В дальнейшем, буду продолжать работать в направлении развития детского экспериментирования: планирую разработать систему проведения семинаров-практикумов с воспитателями по развитию интереса к детскому экспериментированию; проведение деловой игры по решению проблемных ситуаций; проведение консультаций и смотров-конкурсов по теме «Детское экспериментирование».

     Продолжать работу по наблюдению за результатами экспериментирования наших выпускников в различных видах деятельности.

     В заключение хочется привести слова академика К.Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». В этом, на мой взгляд, заключается актуальность темы детского экспериментирования.

Анкета для родителей
"Экологическое воспитание детей"

 

•  Что такое экология? ______________________________________________

_________________________________________________________________

•  Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?

_____________________________________________________________________

•  Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

_____________________________________________________________________

•  Посадили ли Вы дерево? ______________________________________

•  Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц? ________________

•  Читаете ли Вы ребенку книги о природе? ________________________

•  Смотрит ли Ваш ребенок журналы, фотографии, телепередачи о природе? ____________________________________________________________

•  Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу? __________________________

•  Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком? ________________________

•  Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.? _______

•  Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

______________________________________________

•  Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?

__________________________________________________________

•  Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

_________________________________________________________

•  Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?

______________________________________________________