РОСИНКА - Система правового воспитания дошкольников в ДОУ

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска


Актуальность

     Все мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что любой гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности.

     Когда начинать знакомить человека с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей? Когда он станет взрослым.  Не поздно ли? Скорее всего, что, начинать приучать ребёнка жить в правовом государстве и осознавать свои и чужие права логично и необходимо с малых лет.

     В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны. Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – признание ребёнка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения ,обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим, способной на собственный выбор и с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.

     Правовое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.

     Известно, что ребёнок, права которого не нарушаются, ребёнок, осознающий свои права и обязанности, — это уже более полноценная личность, с чувством собственного достоинства, с пониманием своей значимости как человека и исполненная уважения к окружающим.

По данному направлению работы поставила перед собой следующие задачи:

  • Формировать у детей представление о правах человека (на основе литературных произведений)
  • Развитие представлений о здоровом образе жизни;
  • Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения;
  • Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка;
  • Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков»
  • Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;
  • Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека;
  • Разъяснить общественные нормы и правила поведения;
  • Познакомить детей с соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

 Работа велась поэтапно.

1 этап

Для начала, я ознакомилась с основными международными документами, которые касались прав ребенка:

Декларация прав ребенка (1959)

Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) .

2 этап

Вторым этапом была работа с родителями.

Цель: формирование правовой культуры родителей; формирование гуманного отношения к ребенку; обеспечение ими защиты прав ребенка.

     Начиная работу с семьей по изучению Конвенции о правах ребенка, я провела предварительное анкетирование среди родителей с целью, выявления информированности о данном правовом документе. Также проводила родительские собрания.

3 этап

Третий этап – практический. На данном этапе проводилась работа с детьми:

     Цель: воспитание нравственных норм поведения; формирование у ребенка положительного самоощущения и отношения к окружающим людям; развитие коммуникативной компетентности ребенка и формирование у него социальных навыков; формирование правового знания.

Организуя работу с детьми, я опиралась на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.

  • ролевые, театрализованные и дидактические игры;
  • игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.
  • В процессе непосредственно-образовательной деятельности закрепляла знания о профессиях родителей, навыки толерантного поведения.

     Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважении и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Обучение основам правового сознания планирую через интегрированную систему в разных видах деятельности по принципу постепенного движения от собственного « Я» к окружающему миру. Всю свою работу, стараюсь построить так, чтобы пассивный ребёнка, бездеятельный наблюдатель превращался в активного участника действия. В ходе своей работы учитываю право ребёнка быть таким, каков он есть на самом деле.

     Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважении и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Были выбраны основные для дошкольников виды деятельности:

1. игровую и художественно-продуктивную. В своей работе использую дидактические игры, такие как:

«Я имею право...»Цель: дать правовые знания. (Дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, затем объясняют свой выбор).

«Я не должен...»Цель: разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах. (Дети раскладывают картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, предметным миром- затем объясняют свой выбор).

«Волшебный сундучок». Цель: Закрепить правовые знания детей.

«Придумай правовой конец сказки». Цель: способствовать творческому развитию детей, умению четко выражать свои мысли, использовать полученные знания.

«Как поступить правильно». Цель: формировать представление о положительных и отрицательных поступках, правильно оценивать себя и других.

2.Проводились релаксационные упражнения.

«Все будет хорошо». Это упражнение  помогает снять эмоциональное напряжение у детей.

«Птичка». Данное упражнение помогает выразить свою любовь и подарить кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца. Упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков.

«Колобок». Упражнение развивает коммуникативные навыки, воображение, помогает развивать  выразительность речи у детей.

«Поводырь». Развивает чувство ответственности за другого человека, воспитывает в детях  доверительное отношение друг к другу.

«Помоги себе сам». Упражнение помогает снять эмоциональное напряжение.

3.В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, использовала сказки, стихи, пословицы, поговорки.

4 этап

Четвёртый этап – результативный. На данном этапе была проведена диагностическая работа, которая показала следующее:

  • Положительное  изменение детей  в их отношении к себе и другим людям.
  •  Снижение уровня агрессии у детей.
  •  Сформированность у детей  собственного мнения.
  •  Изменение  подходов к разрешению конфликтов и споров.
  •  Умение детей анализировать, отмечать нарушения в правах.
  •  Значительно повышена правовая  грамотность родителей.
  •  В детском саду не зарегистрировано ни одного факта жестокого обращения с детьми.
  •  Заметно снизился процент неблагополучных семей.

Перспективу дальнейшей работы я вижу:

  • в использовании возможностей дифференцированного и индивидуального подходов в процессе формирования основ правовой культуры детей дошкольного возраста,
  • создании системы методической работы с педагогами в образовательном учреждении по проблемам правового воспитания и правовой культуры,
  • выработке действенного механизма правового просвещения родителей и создания условий для правового воспитания в условиях семьи.