Все мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что любой гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности.
Когда начинать знакомить человека с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей? Когда он станет взрослым. Не поздно ли? Скорее всего, что, начинать приучать ребёнка жить в правовом государстве и осознавать свои и чужие права логично и необходимо с малых лет.
В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны. Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – признание ребёнка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения ,обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим, способной на собственный выбор и с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.
Правовое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.
Известно, что ребёнок, права которого не нарушаются, ребёнок, осознающий свои права и обязанности, — это уже более полноценная личность, с чувством собственного достоинства, с пониманием своей значимости как человека и исполненная уважения к окружающим.
По данному направлению работы поставила перед собой следующие задачи:
Работа велась поэтапно.
1 этап
Для начала, я ознакомилась с основными международными документами, которые касались прав ребенка:
Декларация прав ребенка (1959)
Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) .
2 этап
Вторым этапом была работа с родителями.
Цель: формирование правовой культуры родителей; формирование гуманного отношения к ребенку; обеспечение ими защиты прав ребенка.
Начиная работу с семьей по изучению Конвенции о правах ребенка, я провела предварительное анкетирование среди родителей с целью, выявления информированности о данном правовом документе. Также проводила родительские собрания.
3 этап
Третий этап – практический. На данном этапе проводилась работа с детьми:
Цель: воспитание нравственных норм поведения; формирование у ребенка положительного самоощущения и отношения к окружающим людям; развитие коммуникативной компетентности ребенка и формирование у него социальных навыков; формирование правового знания.
Организуя работу с детьми, я опиралась на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважении и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Обучение основам правового сознания планирую через интегрированную систему в разных видах деятельности по принципу постепенного движения от собственного « Я» к окружающему миру. Всю свою работу, стараюсь построить так, чтобы пассивный ребёнка, бездеятельный наблюдатель превращался в активного участника действия. В ходе своей работы учитываю право ребёнка быть таким, каков он есть на самом деле.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважении и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Были выбраны основные для дошкольников виды деятельности:
1. игровую и художественно-продуктивную. В своей работе использую дидактические игры, такие как:
«Я имею право...»Цель: дать правовые знания. (Дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, затем объясняют свой выбор).
«Я не должен...»Цель: разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах. (Дети раскладывают картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, предметным миром- затем объясняют свой выбор).
«Волшебный сундучок». Цель: Закрепить правовые знания детей.
«Придумай правовой конец сказки». Цель: способствовать творческому развитию детей, умению четко выражать свои мысли, использовать полученные знания.
«Как поступить правильно». Цель: формировать представление о положительных и отрицательных поступках, правильно оценивать себя и других.
2.Проводились релаксационные упражнения.
«Все будет хорошо». Это упражнение помогает снять эмоциональное напряжение у детей.
«Птичка». Данное упражнение помогает выразить свою любовь и подарить кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца. Упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков.
«Колобок». Упражнение развивает коммуникативные навыки, воображение, помогает развивать выразительность речи у детей.
«Поводырь». Развивает чувство ответственности за другого человека, воспитывает в детях доверительное отношение друг к другу.
«Помоги себе сам». Упражнение помогает снять эмоциональное напряжение.
3.В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, использовала сказки, стихи, пословицы, поговорки.
4 этап
Четвёртый этап – результативный. На данном этапе была проведена диагностическая работа, которая показала следующее:
Перспективу дальнейшей работы я вижу: