Общение ребенка с окружающими людьми является решающим фактором его общего психического развития. При правильной педагогической работе у малыша появляется устойчивая потребность в общении, овладение речью становится для него настоятельной необходимостью. Однако речь двухлетнего ребенка крайне несовершенна.
В своей работе используем дидактические игры, так как, дидактическая игра является и игровым методом обучения детей, и формой общения, и самостоятельной игровой деятельностью.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательно – игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Прежде всего она должна содержать задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Обязательным компонентом являются правила игры, благодаря которым можно управлять действиями детей.
Существует несколько видов дидактических игр.
- игры с предметами (игрушки, природный материал и т. д.).
-настольно-печатные игры;
-словесные игры).
Дидактические игры использую во всех образовательных областях:
-Социально-коммуникативное развитие:
Словесные игры: «Опиши цветок», «Расскажи, как правильно сервировать стол», «Расскажи, как ухаживать за растением», "Угадай персонажей сказки" и другие.
Игры с предметами: «Магазин игрушек», «Оденем куклу на прогулку», «Мы ждем гостей» и т. д. (используем кукол, посуду, кукольную мебель и др.)
Настольно-печатные: «Хорошо-плохо», «Собери картинку», «Угадай настроение» и другие.
-Познавательное развитие.
Словесные игры: «Расскажи о животных, которые живут у вас дома, в лесу», «Угадай героя сказки», "Отгадай, кто к нам пришёл?", «Кто что делает?», «Назови животных и скажи, кто как кричит» и т. д.
Игры с предметами: «Чудесный мешочек» (использую игрушки, строительный материал и др.); «Кто где живет?», «Кто живет в лесу?», «Кто живет около человека?» и другие (с использованием фигурок диких и домашних животных); «От какого дерева лист?», «Собери букет из осенних листьев» (используем природный материал); «Соберем урожай», «Готовим борщ», «Варим компот» (используем муляжи овощей и фруктов) и др.
Настольно–печатные.
Чей домик», «Профессии», «Цвета», «Найди такой же», «Чей малыш», «Собери пирамидку», «Автобус для зверят», «Что сначала, что потом» и др.
-Художественно-эстетическое развитие.
Музыкально-дидактические игры: «Птица и птенчики», «Узнай по голосу» и др.
Словесные игры: «Части суток», «Узнай песню», «Какая музыка звучит?», «Кто что слышит?» и др.
Игры с предметами: «Угадай на чем играю», «Назови музыкальный инструмент», «Мяч поймай музыкальный инструмент называй», «Что нужно для рисования» и др. (используем музыкальные инструменты, репродукции картин, мяч)
Настольно-печатные игры: «Найди картинку», «Волшебные краски», «Укрась платье куклы», «Найди пару» и др.
-Речевое развитие.
Словесные игры: «Что изменилось?», «Расскажи о животных, которые живут у вас дома, в лесу», «Угадай героя сказки», «Скажи ласково», различные пальчиковые игры, «Отгадай загадку» и др.
Игры с предметами: «Чего не стало?», «Спрячь игрушку», «Кто как голос подает», «Съедобное-несъедобное», «Кто что делает» и др. (использую мяч, фигурки домашних животных, различные игрушки и предметы).
Настольно-печатные игры: настольно-печатные игры, используем во всех других образовательных областях.
-Физическое развитие.
Подвижно-дидактические игры: «Найди свой цвет», «1,2,3 в заданную сторону беги» и др.
Игры с предметами: «1,2,3 к заданному предмету беги», «Мяч бросай предметы для спорта называй» и др. (используем различный спортивный инвентарь).
Настольно-печатные игры: «Растем здоровыми», «Виды спорта», «Подбери картинку» и др.
Таким образом, в словарной работе используем совокупность разных методов и приёмов в зависимости от степени овладения детьми слова. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.