РОСИНКА - Консультация для родителей. «Как учить стихи»

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска


    Замечательно, если человек владеет красивой, образной речью, при этом может цитировать целые фрагменты поэм. «Какая речь!  Какая память!» - восхищаются собеседники. Не случайно так гордятся папы и мамы своими детьми, которые наизусть читают А. Пушкина, С. Маршака, С .Михалкова, А. Барто, В. Степанова и т.д. Зато как страдают те родители, чей ребёнок не может запомнить даже довольно короткое стихотворение, как ни бьются, как ни стараются при этом все домашние. Почему дети плохо запоминают текст? Мы легко запоминаем то, что эмоционально « пережили», с интеллектуальной памятью дело обстоит сложнее. Заучивание наизусть всегда трудно. Главное – нет гарантии, что спустя некоторое время, выученное наизусть, не вылетит из головы. Можно, однако, попробовать совместить эти два вида памяти. Например, превратить заучивание стихотворений в интересную и полезную для развития эмоциональной сферы ребёнка игру.

    Вот несколько советов, следуя которым, вы поможете ребёнку легко «пережить» и запомнить содержание поэтического текста.

    Совет 1. Прочитайте вслух выбранное стихотворение несколько раз подряд, всякий раз с разной интонацией и настроением. После каждого прочтения предложите ребёнку самостоятельно определить настроение услышанного. Расскажите, что настроение бывает разным: торжественное, весёлое, радостное, озорное, с юмором, грустное, печальное, злое, угрожающее, агрессивное, плаксивое, тревожное. При таком способе работы, стихотворения запоминаются целиком после нескольких повторений.

    Совет 2 . Чтение стихотворения в « различных тональностях» можно использовать как для закрепления только что выученного текста, так и для повторения любого иного известного ребёнку. Стихотворение читается построчно и по очереди. Начинаете вы и вы же задаёте настроение, которое должен подхватить ребёнок, чтобы продолжить чтение. Каждый раз вы меняете настроение, а ребёнок интонационно следует за вами. Прочитайте вслух стихотворение Р. Сефа « Чудо». Попросите ребёнка для каждой строчки подобрать смешную рожицу с соответствующим настроением и обозначить её тем же номером, что и номер строки.

1.  Ты ещё не видел чудо?

2.  Никогда не видел чудо?

3.  Вот беда, не видел чудо!

4.  Так сходи и посмотри!

     Ты увидишь просто чудо!

     Там, где магазин « Посуда» возле дома номер три,

     Сквозь асфальт у перекрёстка пробивается берёзка.                                

        Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой, существует тесная связь. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжения, монотонности речи, соблюдение речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение тактильных ощущений к работе, ускорит и улучшит запоминание стихотворного текста. Это помогает быстрее, легче заучивать стихотворения и эмоционально рассказывать их, так как в работу включается не только слуховой, но и зрительный и двигательный анализаторы. Обучение рассказыванию стихов будет хорошей подготовкой к театрализованной деятельности.

      Маленькие дети – замечательные актёры: стоит кому-нибудь из них надеть хотя бы часть какого-то костюма, как они сразу же входят в образ. Наша задача – увлечь ребёнка играть как можно дольше, вместе повести в игре за собой, давая возможность сделать что-то по- своему, дать свободу выбора, т.е. проявлять партнёрскую позицию, когда взрослый играет вместе с детьми на равных, искренне, по-настоящему. Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связанно с опытом ребёнка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации – нет результативной деятельности.

       Для заучивания следует подбирать такой текст, который интересен ребёнку, помогает ему играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их. При заучивании стихов довольно часто используют принцип «ПОВТОРЕНИЕ – МАТЬ УЧЕНИЯ». Однако, от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память. Попробуйте призвать на помощь и другие виды памяти, например: зрительную, обонятельную, вкусовую, осязательную, двигательную. Самая сильная память – эмоциональная. Разучивание для дошкольника должно быть делом весёлым, эмоциональным и при содержании стиха – осязаемым, видимым, представляемым.