РОСИНКА - Человек трудом красен.

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска

     Трудовое воспитание ребенка надо начинать как можно раньше, когда ребенок впервые произносит: «Я сам!». Опыт показывает, что привлечение ребенка к труду является одним из первостепенных условий всестороннего его развития, формирования у него таких качеств, как трудолюбие,

001

усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость и др. Своевременное трудовое воспитание – эффективное средство подготовки ребенка к учению в школе. Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка.

     Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве. Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие. Труд развивает мышление – ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Намечая известную последовательность действий в выполнении задания, ребенок приобретает умение планировать деятельность. В процессе труда взрослые дают полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.  

002

     Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки – умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе. В детском «Я сам» проявляется стремление к самостоятельности, это одно из ценных свойств психики развивающегося ребенка. Оно проявляется очень рано, надо поддерживать это стремление. Опека мешает воспитанию трудолюбия, нормальному развитию ребенка, он растет безынициативным, безвольным, лишенным самостоятельности. Привыкая к тому, что за него все делают мама, папа или бабушка, он ждет, чтобы его одели, накормили. В детском саду он чувствует себя беспомощным, не умеющим не только обслужить себя, но и психологически неподготовленным к жизни в обществе сверстников. 

003     Безволие, неспособность отстоять, защитить себя, неумение принимать решение – таков багаж детей, привыкших к чрезмерной опеке в семье. Освобождая ребенка от каких-либо трудовых обязанностей никоим образом нельзя применять как форму поощрения. Подобное поощрение приносит вред, так как тормозит формирование трудолюбия, способствует проявлению лени, снижает чувство ответственности за выполнение постоянных обязанностей. Гораздо полезнее, если ребенок будет воспринимать отстранение от труда как своеобразное осуждение поступков. Ребенок, принимающий участие в хозяйственных делах семьи, приучается беречь труд взрослых, растет более собранным, организованным, аккуратным. Для того, чтобы вызвать у ребенка желание трудиться, воспитать интерес к бытовому труду, необходимо отмечать результаты его усилий: помог убраться – в доме стало чисто, красиво, уютно.

004

     Ты настоящий помощник, старался облегчить труд мамы, бабушки. Важно также руководить трудовой деятельностью ребенка, подсказывая наиболее рациональные пути его действий, показывая приемы работы.

     Трудолюбивый ребенок не может находиться без дела. Такой ребенок всегда сам чем-то занят, умеет найти интересное для себя занятие. Все это положительно скажется и при обучении в школе, и в дальнейшей самостоятельной жизни. У детей должны быть свои, посильные для него обязанности. Бережному пользованию игрушками, а также настольными играми, учебными принадлежностями, их правильному хранению важно учить детей с самого раннего возраста. Родители должны внушать детям, что порядок в доме зависит от того, как каждый член семьи будет следить за своими вещами, поддерживать чистоту, трудиться для всех. В старшем дошкольном возрасте трудовые обязанности ребенка возрастают: он не только может обслужить себя (одеться, раздеться, застелить постель, пришить оторвавшуюся пуговицу) или принимать посильное участие в делах взрослых, но и, главное, трудиться для других, проявляя внимание и заботу к папе, маме, бабушке, дедушке, младшему брату или сестре.   А.С.Макаренко, обращаясь к родителям, говорил: «Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры… Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов… Трудовая подготовка, воспитание трудового качества – это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния».

005