РОСИНКА - Опытно-экспериментальное НОД по теме Воздух

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска


 Образовательная область: Познавательно-речевое развитие. 

Тема: Марафон открытий «Чем мы дышим» - мини – лаборатория.
Форма проведения: Опытно-исследовательская деятельность для детей среднего дошкольного возраста по теме «Воздух».
Области интеграции:
   Познание;
   Социализация;
   Здоровье.
Цель:
     Создание условий для ознакомления детей с понятием воздух, его свойствами, способами обнаружения.

 

Задачи:
   - Дать представления о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, не имеет запаха, имеет разную силу).
   - Познакомить детей с некоторыми способами обнаружения воздуха.
   - Учить анализировать, самостоятельно делать выводы.
   - Формировать умение работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
   - Развивать любознательность, наблюдательность, интерес к познавательной деятельности.
   - Воспитывать желание исследовать окружающий мир всеми доступными способами и бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование:
     Мультимедийное оборудование, вентилятор, фрагмент мультфильма «Лунтик», игрушка – Лунтик; апельсин, чеснок в закрытых контейнерах; свеча, фарфоровая тарелка, флюгер, видео фрагменты о лабораториях и загрязнении воздуха, карточки «где есть воздух».
На каждого ребенка:
     Веер, клеенчатый фартук, воздушный шар, перо, стакан с водой и бусинками на дне; коктельные трубочки, прозрачные контейнеры с водой, паралоновые губки, салфетки для рук.
Активизация словаря:
     Лаборатория, опыты, невидимый, прозрачный, контейнер, загрязнение воздуха, копоть.
Методические приемы:
Организация мотивации к деятельности:
     С целью концентрации детского внимания на начальном этапе был создан соответствующий эмоционально-психологический настрой (волшебная палочка); с этой же целью использован сюрпризный момент (мультфильм и приход Лунтика).
     Беседа по отрывку, проблемные вопросы.
     Приглашение помочь Лунтику узнать новое о воздухе.
Активация деятельности (совместной, индивидуальной):
     Дети знакомятся с оборудованием и приступают к опытам по зонам
Рефлексия:
Метод: вопросы

Что у вас в руках? (губка, трубочка, перышко)
Что есть в поролоновой губке?
Что вы увидели в воде?
Что произошло?
Ветер бывает какой? (сильный, слабый)
Учет жизненного опыта ребенка.
Ход НОД (непосредственно образовательной деятельности)

Воспитатель встречает детей в группе, оборудованной зонально для опытов с воздухом.
Воспитатель: - Здравствуйте ребята.
     Какие красивые дети в этом детском саду. Давайте познакомимся. Меня зовут Алла Григорьевна, а вас-…
     Ребята, эта волшебная палочка превратит вас сегодня в самых лучших детей в мире, в самых умных и веселых . улыбнитесь, как только палочка вас коснется и вы почувствуете волшебство, а сказка продолжится на экране.
     Воспитатель взмахивает волшебной палочкой. Звучит музыка, на экране демонстрируется отрывок из мультфильма «Лунтик» (он летит на воздушном шаре).
Воспитатель: - Ребята, вы узнали главных героев этого мультфильма.
Дети: - Да это Лунтик и Кузя.
Воспитатель: А что с ними произошло?
Дети: Лунтик с Кузей надули шар и улетели на нем в небо.
Воспитатель: - Да, они полетели и Лунтик так растерялся и никак не хотел отпустить шар. Он летел, быстро, что очутился у нас в гостях.
Воспитатель вносит Лунтика – игрушку с шаром в руке
Лунтик: - Где я?
Дети: - В детском саду.
Воспитатель: - Ребята, поздоровайтесь с Лунтиком.
Дети: - Здравствуй Лунтик
Лунтик: - Здравствуйте, ребята.
Что мне помогло сюда прилететь к вам?
Дети: - Воздушный шар.
Воспитатель: - А что было в шаре?
Дети: - Воздух.
Лунтик: - Воздух! Очень интересно! Я совсем не знаю, какой он и для чего он нужен, где он прячется? Помогите мне узнать о воздухе больше. Я вас очень прошу!
Воспитатель: - Поможем Лунтику узнать о воздухе?
Дети: - Да, поможем.
Воспитатель: - Ребята тоже узнают о воздухе много интересного.
Он через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
-А вы можете так сделать
Дети вдыхают воздух и выдыхают.
Воспитатель: Для чего он нужен?
Дети: - Чтобы дышать.
Воспитатель: Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем»
- Задержите, пожалуйста, дыхание.
Дети задерживают дыхание.
Воспитатель: - Трудно без воздуха.
Дети: - Да
Воспитатель: - Каждую минуту, в любое время дня и ночи воздух нам необходим.
А кому еще нужен воздух?
Дети: - Животным, птицам, насекомым.
Воспитатель: - Да. Воздух нужен всем живым существам, и Лунтику тоже.
- А мы его видим?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Значит, какой он?
Дети: - Он невидимый, прозрачный.
Воспитатель: - Ребята подумайте, а где он может находиться?
Дети: - Воздух в зале, в группе, дома, на улице.
Воспитатель: - Молодцы! Везде. Воздух вокруг нас. Куда бы мы не пошли, куда бы мы не поехали, по морю, по суше – везде есть воздух.
Воспитатель: - Сейчас, я прошу вас, ребята сесть на стулья и Лунтик сядет поудобнее, будет внимательно слушать, наблюдать и запоминать все, что мы ему покажем и расскажем.
Воспитатель: - Обратите внимание, что вы видите на экране? На экране мультимедиа демонстрируются фотографии лабораторных помещений.
Дети:- Комната, зал, кухня, больница и т.п.
Воспитатель: - Это лаборатории в которых проводят опыты. Они оборудованы разными приборами, инструментами.
Воспитатель: - Наш зал тоже превратился в мини- лабораторию и в нем все оборудовано для опытов.
Начнем наши опыты?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Возьмите пожалуйста по одному вееру и помашите им перед своим лицом. Что вы ощущаете?
Дети: - Легкий ветерок.
Воспитатель: - А теперь понюхайте его. Как вы думаете, имеет он свой запах?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Легкий ветерок – это воздух вокруг нас и он не имеет запаха. Посмотрите на эту карточку и запомните, что воздух не имеет запаха, и Лунтик запомни.
- А теперь закройте глаза и приготовьте своего помощника – нос, который умеет хорошо различать запахи.
Воспитатель проносит между детьми апельсин. Дети отгадывают, запах чего они почувствовали.
Воспитатель: - Молодцы! Если в помещении ели апельсин, то воздух будет иметь запах этого продукта.
- Вот карточка с изображением апельсина, который заполнил своим запахом воздух вокруг. Запомнили? Положу ее возле Лунтика, пусть он запоминает еще одно интересное свойство о воздухе.
Воспитатель: Чтобы продолжить наши опыты, нам нужно надеть специальную форму – клеёнчатые фартуки и пройти в нашу лабораторию.
Дети надевают клеёнчатые фартуки и с воспитателем проходят к столам, на которых по количеству детей стоят контейнеры с водой, лежат поролоновые губки и салфетки для рук.
Воспитатель: - Возьмите в руки и рассмотрите поролоновую губку. Что вы видите? Сейчас работают наши помощники – глаза.
Дети: - Дырочки, маленькие и большие.
Воспитатель: - Как вы думаете, а воздух в них есть? ( дети предполагают).
Воспитатель: Давайте проверим.
Воспитатель: - Опустите губку в воду. Сожмите её. (Воспитатель всё показывает) Как вы думаете, что появилось в воде?
Дети: - Появились пузырьки.
Воспитатель: - Правильно, молодцы!
А что было в пузырьках?
Дети: - Воздух.
     Вы увидели пузырьки воздуха, он прятался в дырочках поролоновой губки. На этой карточке изображено, как воздух может занимать любое пространство, даже самое маленькое. Запомнил Лунтик?
     Дети и воспитатель проходят к столу, на котором для каждого ребёнка стоят прозрачные, пластиковые, большие стаканы, заполненные водой наполовину, на дне лежат бусины.
Воспитатель: - Что это?
Дети: - Трубочки для сока.
Воспитатель: - А что лежит на дне ваших стаканов?
Дети: - Бусинки.
Воспитатель: - Что с ними происходит?
Дети: - Они плавают, лежат.
Воспитатель: - Они не двигаются. А что нужно сделать, что бы они двигались?(дети высказывают предположения).
Воспитатель: - Пожалуйста, возьмите ваши трубочки и опустите в стакан с водой, подуйте в неё. Что вы увидели? (воспитатель показывает все действия)
Дети:- Пузырьки.
Воспитатель: - А что пузырьки сделали с бусинками?
Дети: - Они их двигали.
Воспитатель: - Правильно, пузырьки с воздухом их двигали. Это значит, что воздух может двигать предметы и воду!
Эта карточка показывает это свойство воздуха.
После опыта дети вытирают руки, рот, приготовленными салфетками. Встают с воспитателем в круг.
Воспитатель: - Для следующего опыта вам нужно взять по одному перу из шкатулки и спрятать его в руке.
Дети берут по одному перу и прячут его в кулачке.
Воспитатель: - Давайте с вами сделаем слабый ветер. Подуем на перья. Как далеко улетели перья?
Дети: - Близко.
Воспитатель: - Подумайте, почему?
Дети: - был слабый ветер.
Воспитатель: - Ребята, вам знаком этот предмет?
Дети: - Да! Это вентилятор.
Воспитатель: - А для чего он нужен?(дети отвечают).
Воспитатель: - Правильно! Вентилятор в нашей жизни заменяет ветер. Ветер – это движение воздуха.
     Воспитатель включает вентилятор на сильный режим и просит 3-4 детей подойти к вентилятору, положить перо на ладошку, затем приглашает остальных детей.
Воспитатель: - Куда улетели ваши перья?
Дети: - На пол , дальше..
Воспитатель: - Почему?
Дети делают вывод, что перо улетело далеко, потому что ветер был сильным.
Воспитатель показывает карточку, обозначающую слабый и сильный ветер.
Воспитатель: - Воздух имеет свою силу. Какую?
Дети: - Слабую и сильную.
Воспитатель: - А теперь нужно рассказать Лунтику все, что вы узнали.
Дети по карточкам рассказывают о свойствах воздуха.
Воспитатель: - Какие молодцы! Все запомнили, но у меня для вас есть еще один интересный опыт.
- Как вы думаете, может ли пламя свечи загрязнить наш чистый воздух в зале?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Сейчас проверим.
Воспитатель держит над пламенем свечи фарфоровую тарелочку, на ней появляется копоть.
Воспитатель: - Что это? Как вы думаете?
Дети: - Пыль, грязь.
Воспитатель: - Эта копоть. Вы увидели, что даже такое маленькое пламя способно загрязнить воздух. А теперь, ребята посмотрите на экран, что ещё может загрязнить воздух.
     На мультимедиа демонстрируются фотографии с пожарами леса, дома, дым из труб заводов, вулкан в действии, дым из выхлопных труб машин.
Дети рассказывают об увиденном.
Воспитатель: (показывает карточку)
- Воздух может загрязняться
- Но почему Лунтик сидит возле цветка?
Дети: - Он его нюхает, он любит цветы, цветок красивый и т.д.
Воспитатель: - Все правильно, но ему еще хорошо дышится возле цветка, кто знает почему?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: - Просто потому, что все растения: деревья, цветы очищают воздух, помогая нам дышать чистым воздухом.
Воспитатель: - Лунтик очень любит свой родной лес, красивые цветы, не ломает деревьев. Давайте подарим Лунтику волшебную палочку, что бы он быстрее вернулся в свой лес.
Лунтик: - Спасибо вам ребята! А я подарю вам воздушные шары и буду ждать новых встреч с такими умными ребятами.
Воспитатель раздаёт детям воздушные шары.
Воспитатель: - Наше занятие подошло к концу. Я хочу поблагодарить вас. Спасибо, ребята! Вы порадовали и меня, и Лунтика, и наших гостей. (Снимает фартуки).Попрощайтесь с гостями.
Дети прощаются и под музыку выходят из группы.