Актуальность:
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширении кругозора детей. .
Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач.
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Под дьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе. Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации исследовательской деятельности разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение исследовательской деятельности в практику работы дошкольных учреждений.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. .
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил выдающийся педагог Л.С.Выготский.
Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-4 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методики по познавательной деятельности более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.
Диагностика по познавательной деятельности среди детей МАДОУ №6 младшего дошкольного возраста в 2017-2018г. показала, что 52% воспитанников имеют средний уровень развития познавательной деятельности и лишь 31% - высокий. Этим обусловлен выбор моего педагогического исследования. В данном опыте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.
Цель работы – создание условий для формирования познавательного интереса детей в процессе игровой исследовательской деятельности.
Данная цель требовала решения следующих задач:
Задачи:
5.Развивать познавательный интерес ко всему живущему на земле и объектам неживой природы.
6.Воспитывать самостоятельность в игровой, исследовательской деятельности.
Средства для решения задач:
Этапы работы
1 этап - информационно-аналитический
2 этап - создание развивающей среды
3 этап - практический
4 этап - обработка данных ( мониторинг )
1 этап – Информационно-аналитический
На данном этапе повысила уровень профессиональной компетентности, определила объем материала, который адресован детям. Изучила работы ведущих авторов: Л.Н. Павловой, Е.Б. Пилюгиной, М.Г. Борисенко, О.В. Дыбиной, Н. Н. Поддъякова, Л. С. Выгодского, Л.А. Венгера, где освещаются основные вопросы развития детей раннего возраста, психические возможности и педагогические условия познавательного развития; вопросы ознакомления с окружающим, развития речи, эмоционального и сенсорного развития детей. Опираясь на информацию и передовой опыт известных педагогов, психологов, коллег составила информационно – тематическую базу для детей и родителей, провела анализ теоретического материала из литературы по данной теме, а также наблюдения и диагностику по игровой, исследовательской деятельностью детей. Наблюдения и диагностика показали, что игровая деятельность, НОД ( Непосредственно Образовательная Деятельность ) не в полном объёме повышает у детей познавательный интерес, не все дети справляются с играми и заданиями, а некоторые дети не справляются с поставленными задачами.
2 этап – Создание развивающей среды
Для развития у детей познавательного интереса, тщательно продумала и организовала развивающую среду не только в группе, но и вне её.
Мои малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими их вещами, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому жизнь детей в группе организовывала так, чтобы они чувствовали комфорт, внимание, любовь взрослых. Своей яркостью, новизной, необычностью наша «среда обитания» побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество. Очень много потребовалось сил, необычных находок, чтобы создать в группе предметно-развивающую среду, которая бы обеспечивала накопление у детей чувственного опыта.
С 2010 года я воспитываю и обучаю детей младшего дошкольного возраста. Их исследовательские действия встроены в предметно-манипуляторную деятельность. Дети находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей. Поэтому материалы для познавательно-исследовательской деятельности, в основном представила объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребенка. Эти объекты со специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами (цвет, форма, величина) и заключают в себе возможности освоения внешних свойств вещей (в процессе простой группировки с ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения и т.п.), а также возможности освоения действий с простыми орудиями, опосредствующими человеческую деятельность. К таким объектам относятся наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине ( контрастные размеры), доски – вкладыши с основными формами ( круг, квадрат, треугольник), крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, молоточки для вбивания втулок, наборы пуговиц и т.п. В число объектов для исследования включила несколько игрушек-забав с простой однозначной зависимостью эффекта (светового, звукового, двигательного) от производимого действия. Большое поле для исследования в действии открывает оборудование для игры с песком и водой, разной крупой, фасолью, горохом и т. п., которым оснащён уголок для исследовательской деятельности в группе «Юные исследователи». Для детей данного возраста в уголке «Юные исследователи» поместила простые материалы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка, развивать речь, продвигающие ребенка на уровень образной репрезентации мира. С этой целью изготовила наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т.п. Этот материал стимулирует исследование и упорядочение в виде простых группировок (по сенсорным свойствам и по смыслу изображенных предметов), установление простых отношений между элементами (целое - части) и временных отношений (сначала - потом). Для создания игр использовала самый доступный и простой материал: деревянные и пластмассовые кубики, картинки, картон, цветную бумагу, крышки от пластмассовых бутылок, мелкие игрушки, пирамидки, матрешки, прищепки. Для расширения круга представлений и простой группировки использовала и разнообразные образные игрушки — объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей фруктов и овощей, Монтессори – материалы, наборы мини-мебели, мини - посуды, фигурки из оригами. К объектам для исследования в реальном действии применяю широкий диапазон материалов, от специально разработанных для развития ребенка до естественных природных и культурных объектов. Это прежде всего материалы для сенсорного развития, детально разработанные М. Монтессори, на основе которых созданы различные современные модификации (вкладыши-формы, объекты для сериации и т.п.). К этому типу материалов относятся и различного вида предметы-головоломки, способствующие развитию аналитического восприятия, пониманию соотношения целое-части, а также сложные искусственные объекты для экспериментирования типа "проблемных ящиков", стимулирующие детей к поиску причинно-следственных связей, комбинации условий, приводящих к определенному эффекту. Размещение материала для познавательно-исследовательской деятельности расположила в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии стационарно расположила на специальном дидактическом столе, приспособленном для этой цели. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал расположила в поле зрения детей, непосредственно перед началом их свободной деятельности. Целесообразно разделила весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года меняю их, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного "подзабытым" материалам, объектам, деталям. Таким образом, при подборе и составлении игр учитывала:
Особое внимание для развития зрительного восприятия обращаю на эстетическую сторону дидактического материала. Чистые цветовые тона, приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляет детям радость, способствует накоплению сенсорных представлений. К этой работе привлекла родителей, которые помогли изготовить новые игры: «Выложи домик», «Каждый занят делом», «Матрешки», «Что лишнее?», «Найди такой же», « Большой – маленький», « Где чей домик?», « Оденем Машу на прогулку», « Назови, кто я?», «С какого дерева листик» и т. д.
При проведении игр и в подборе предметной среды формируются не только зрительные представления, но и осязательные. В возрасте 2-3 лет преобладающими стали объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала. В 3-4 года объекты для исследования усложнились и стали более разнообразными, а образно-символический материал занимает большее место. В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу ввожу простейшие элементы нормативно-знакового материала. В 5-7 лет представлены все типы материалов с более сложным содержанием, визуальной привлекательностью.
3 этап – Практический
С 2018 года в группе младшего дошкольного возраста разработан и реализуется мини – кружок «Что? Где? Почему?». Целью которого является: развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве, формирование знаний о взаимосвязях внутри природных сообществ, о явлениях неживой природы); воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе. С детьми младшего дошкольного возраста провожу наблюдения, игровые упражнения, исследовательские приёмы с объектами окружающей действительности, простые экспериментальные опыты. Для детей среднего, старшего возраста и детей подготовительной к школе группы разработала перспективный план мини – кружка.
В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанники исследуют окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые. В младшем дошкольном возрасте исследовательскую деятельность направила на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Экспериментирование осуществляла во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Создаю специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности. Подвожу детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, листопад. Провожу простейшие опыты с водой. Например: ( задаю проблемный вопрос ) Почему осенью бывает грязно?
Материал: Пульверизатор с водой, чашка с землёй, фартуки, салфетки.
Ход опыта: В чашку с землёй набрызгала воды (дождик идёт). Пощупали руками образовавшуюся грязь (вытираем руки влажными салфетками, снимаем фартуки ) .
Сделали вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице (уточняю: на участке, в огороде и т. д.) сыро и грязно, слякоть. Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Для формирования у детей интереса к этому явлению использовали стихотворение З.Александровой «Дождик», русскую народную потешку «Дождик» и др. Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит, зато в этой луже может помыть свои крылышки воробей (мы с детьми наблюдали это не раз). Использовали чтение стихотворения А. Барто «Воробей». В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Например: в ходе реализации образовательного проекта «Осень» при знакомстве с овощами проводила с детьми опыт «тонет, не тонет»: картошка, лук, помидор. В ходе этого интересного для младших дошколят опыта, дети узнали, что картошка тонет, а помидор и лук плавают. «Что я слышу — забываю. Что я вижу — я помню. Что я делаю — я понимаю». Конфуций.
Использую варианты режимных моментов для обонятельных ощущений детей, когда малыши моют руки, они чувствуют запах мыла. У одних пахнут руки земляничным мылом, а у других по-другому, детским мылом. Перед обедом просила ребят, закрыв глазки, понюхать чем пахнет. Во время карантина дети носили кулончики с чесноком или луком, нюхали его и запоминали. Активно применяю здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, технологии эстетической направленности (при посещении музеев, выставок, оформлении помещений к праздникам), ежедневно проводим пальчиковую гимнастику («Тюлень», «Ежи», «Скворечник» и др.), регулярно проводим гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, бодрящую гимнастику (упражнения на кроватках, умывание, ходьба по ребристым дощечкам, лёгкий бег и др.), фонетическую ритмику, закаливание, полоскание зева, формирование правильной осанки, самомассаж, профилактику плоскостопия. Все виды использую в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности, в ходе педагогического взаимодействия взрослого и ребёнка и др. С помощью здоровьесберегающих технологий у детей формирую осознанное отношение к здоровью и жизни человека, знания о здоровье, развиваю умения оберегать, поддерживать и сохранять его, знакомлю детей с элементарной медициной, осваиваем самопомощь и помощь другим (через беседы и НОД по «ОБЖ» ).
Использовала прогулки для расширения обонятельных ощущений. Осенью, когда жгли сухие листья, нюхали запах костра, зимой – морозный воздух, весной – вдыхали аромат весны, летом – свежесть дождя. Предлагала детям игры «Угадай по запаху», «Найди по запаху». Привлечение внимания детей к запахам значительно обогащает сенсорный опыт, позволяет открывать новые признаки в восприятии окружающего, расширяют представление о мире. В познавательном развитии ребенка важнейшее значение имеет и формирование чувственного опыта на основе образования у детей знаний о неживой природе, растениях, животных, доступных чувственному восприятию детей. Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей. Знакомя их с природой, обращаю внимание на шум ветра, в осенний период на окраску и форму листьев, прощальные крики птиц, шум дождя, запах сухих и сырых листьев. В зимний период рассматриваем снежинки, предлагаю почувствовать ощущения от их прикосновения. Провожу опыты со льдом, снегом и водой, узнаём свойства снега (липкий, не липкий, сырой, рассыпчатый, хрустит). А зимой вместе с детьми строим снежный городок, горки, ледяные дорожки. В раскрашивании использовали основные цвета спектра, передавали различные образы животных через их величину и форму. Нужно, чтобы дети научились чувствовать красоту родной природы и воспринимать мир во всей его красоте и его многообразии.
Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной опытно-экспериментальной, исследовательской работы, её результата . Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в своей практике. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». При знакомстве с овощами дети определяли их на вкус. Попробовав морковку, дети узнали, что она сладкая, а не горькая и из моего рассказа узнали, что в ней много витамин для нашего здоровья. При знакомстве с цветами мы исследовали не только форму цветов, форму листьев, но и запахи. При решении социальной проблемной ситуации в повседневной жизни на прогулке была с модулирована проблема «Как достать листик?» В ходе этого эксперимента, часть детей подпрыгивали, другие использовали подручный материал: палочки, веточки, скамейку, кто-то пытался подуть на листики. А часть детей так и не смогли решить эту проблему. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Следующим этапом работы было проведение обучающих занятий в игровой форме, которые в раннем возрасте создают положительный эмоциональный фон, на котором умственные, психические процессы протекают наиболее активно. На протяжении всей работы большое внимание уделяю детям с низким уровнем развития. Им предлагаю игры с более упрощенным вариантом.
Мною уделяется все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Применяю гуманно - личностные технологии. Искусство гуманной педагогики заключается в том, чтобы дать почувствовать ребёнку, что он взрослый, когда он ещё ребёнок. Воспитать свободу выбора «Ты свободен выбрать свою роль, но, выбрав – играй по правилам ». Воспитание личности через развитие её духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию в ребёнке черт и качеств благородства. В своей работе стараюсь направить ребёнка на полное развитие сил и способностей, проявляющихся в многогранной деятельности ребёнка, нацеливаю его на выявление и утверждение личности ребёнка; насыщаю его высшими образцами прекрасного в человеческих взаимоотношениях, в научном познании, в жизни. Стараюсь организовать такой образовательный процесс, чтобы ребёнок постоянно находился перед необходимостью преодолевать трудности и чтобы эти трудности согласовывались с его индивидуальными возможностями. Я общаюсь с детьми на равных, проявляя к ним доверие, поручаю дела взрослых, устанавливая сотруднические взаимоотношения, возлагая на них обязанности. В таком общении нет всепонукания, любого вида наказания, запретительной педагогики, так как нельзя заставлять и принуждать против воли. В гуманно-личностном процессе есть принцип сохранения за ребёнком чувства свободного выбора. Следует осознавать, что каждый ребёнок приходит в земную жизнь уже с вложенным характером. Можно облагородить и возвысить сущность человека, но нельзя отменить её.
Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании, считаю метод проектов. Применяю метод проектов, как способ организации самостоятельной деятельности воспитанников по достижению определённого результата. Включаю всех детей в режим самостоятельной работы , благодаря чему дети приобретают недостающие знания и развиваются умения пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач, развиваются способности применять знания в жизненных ситуациях.
Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.
В ходе исследовательской деятельности формировала у детей начально-ключевые компетентности:
Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);
Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)
Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)
Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей, через динамические паузы)
Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)
В соответствии с ФГТ ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому любить экспериментировать. На этом этапе у детей также формируются основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
Работа с родителями
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания, дать необходимую консультацию.
Главными задачами во взаимодействии педагога с родителями воспитанников считаю: во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей; во-вторых, создать атмосферу общности интересов; в-третьих, активизировать и обогатить воспитательские умения родителей.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников: информирование родителей о содержании и жизнедеятельности детей в ДОУ, их достижениях и интересах: «Чему мы научимся» («Чему научились»), «Наши достижения»; выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности (рисунки, поделки, рассказы).
Провожу собеседование с ребёнком в присутствии родителей (проводится с целью определения речевого и познавательного развития дошкольника и является тактичным способом налаживания общения с родителями, демонстрации возможностей ребёнка, опосредованно предостерегает родителей от авторитарного управления развитием ребёнка и жёсткой установки на результат); совместные досуги и мероприятия на основе партнёрской деятельности родителей и педагогов (мы посетили детскую городскую библиотеку, провели экскурсию в краеведческий музей, поход в лесной массив); открытые мероприятия с детьми для родителей; совместные досуги, праздники, музыкальные и литературные вечера на основе взаимодействия родителей и детей; совместные наблюдения явлений природы, общественной жизни с оформлением плакатов, которые становятся достоянием группы, помощь родителей ребёнку в подготовке рассказа или наглядных материалов (изобразительная деятельность, подбор иллюстраций и др.); создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары природы», «История вещей», «Любимый город», «Профессии наших родителей», «Транспорт» и т. д.; организация совместных выставок «Наши увлечения» с целью формирования у детей умения самостоятельно занять себя и содержательно организовать досуг; создание в группе «коллекций» - наборы открыток, календарей, предметов для познавательно-творческой работы; совместное создание тематических альбомов экологической направленности «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Цветы»; совместный поиск ответов на обозначенные педагогом познавательные проблемы в энциклопедиях, книгах, журналах и других источниках; совместные выставки игр-самоделок с целью демонстрации вариативного использования бросового материала в познавательно-трудовой деятельности и детских играх; совместное формирование библиотеки для детей (познавательно-художественная литература, энциклопедии).
Данные формы работы не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, в ДОУ заранее вывешиваю интригующее, яркое сообщение. Родители не остаются равнодушными: собирают рисунки, готовят вместе с детьми интересные поделки. Наглядно – информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
4 этап – обработка данных
На данном этапе подводятся мониторинг знаний и умений детей по познавательной деятельности. Диагностическая карта по познавательной деятельности для детей дошкольного возраста включала в себя объём знаний и представлений по двум разделам:
Выявлялись знания в 3 уровнях: высокий, средний, низкий.
Мониторинг знаний детей младшего дошкольного возраста по системе работы «Развитие познавательного интереса детей в процессе игровой исследовательской деятельности » 2017 – 2018 г.
высокий уровень – 42% высокий уровень – 46%
средний – 38% средний – 42%
низкий – 20% низкий – 12%
Вывод
Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. Присоединяющиеся к действию образ-символ и слово позволяют ребенку перейти от внешнего "действенного" экспериментирования с вещами к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных связях и отношениях вещей. Благодаря созданию в группе единого образовательного пространства осуществляется качественное познавательное развитие и воспитание дошкольников, стимулирующие их к активному познанию, получению максимальной информации из окружающего мира. Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипуляторной деятельности, представляя собой простое, как будто "бесцельное" экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства "островки" познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, "вплетаясь" в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов. Предоставленная система работы направлена не только на развитие познавательного интереса, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. Игра – ведущая и самая интересная деятельность в дошкольном возрасте. На основе использования игр и упражнений у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.
В ходе реализации работы с родителями по данной системе работы:
Данная работа нашла горячий отклик со стороны родителей. Викторина, проведенная на заключительном этапе, показала, что родители активно включились в развитие у детей познавательного интереса, активности. Кроме того, данная работа имела ещё один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения. Работу в данном направлении я продолжаю вместе с детьми и родителями. Планирую разработать проект « Юный Учёный».