В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, развития и воспитания.
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются:
Физическое и психологическое здоровье взрослых участников педагогического процесса в ДОУ также значительно ухудшилось в последнее время.
В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.
Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов ДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни
Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ
Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Современные педагогические здоровьесберегающие
технологии
Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Виды здоровьесберегающих технологий |
Время проведения в режиме дня |
Особенности методики проведения |
Терренкур- ходьба в естественных природных условиях, на свежем воздухе, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности |
Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю со среднего возраста по размеченным маршрутам |
Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы |
Ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц и даёт возможность перевоплощаться. |
Не раньше чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин со среднего возраста в физкультурном зале |
Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка |
Подвижные и спортивные игры направлены на общефизическое развитие детей |
Как часть физкультурного занятия, на прогулке. Ежедневно для всех возрастных групп |
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Используются элементы спортивных игр |
Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. |
В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп |
Можно использовать спокойную музыку, звуки природы |
Гимнастика утренняя - это целый комплекс физических упражнений, выполнение которых после сна дает заряд энергии и позитивного настроения на целый день. |
Ежедневно, утром, перед завтраком во всех группах |
В групповой комнате, физкультурном зале, под музыку, с использованием подвижных игр и др. |
Гимнастика бодрящая помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. |
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин во всех группах |
Различные варианты проведения
|
Гимнастика пальчиковая для развития мелкой моторики, ловкости, подвижности и улучшения работы мозга |
С младшего возраста в различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени |
Гимнастика для глаз - улучшает кровообращение глаз, что способствует уменьшению утомляемости глаз. |
Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в разных формах физкультурно-оздоровительной работы в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста |
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога |
Гимнастика дыхательная способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний. |
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры |
Гимнастика корригирующая - для профилактики и лечения нарушения осанки. |
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей |
Динамические паузы для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. |
Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей |
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия |
Технологии эстетической направленности |
Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп |
Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса |
ЛФК - метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью |
2 раза в неделю в коррекционных группах по показаниям врача |
Комплексы упражнений, коррегирующих осанку, свод стоп |
Технологии обучения здоровому образу жизни
Виды здоровьесберегающих технологий |
Время проведения в режиме дня |
Особенности методики проведения |
Физкультурное занятие - основная форма организованного обучения физическим упражнениям и овладения основными видами движения. |
2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. |
Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение |
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) - предполагает использование терапевтического воздействия игры, чтобы помочь взрослому или ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы. |
В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом |
Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности |
Коммуникативные игры – игры для преодоления отчужденной позиции в отношении со сверстниками приобретение навыков общения с окружающими людьми — как взрослыми, так и сверстниками. |
1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста |
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. |
Занятия из серии «Здоровье» - занятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности. |
1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста |
Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития |
Самомассаж способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. |
В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму |
Точечный самомассаж - это механическое воздействие пальцами рук на строго определенные участки тела, а именно на биологически активные точки. |
Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста |
Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал |
Коррекционные технологии.
Виды здоровьесберегающих технологий |
Время проведения в режиме дня |
Особенности методики проведения |
Арттерапия для профилактики ОРЗ, повышения работоспособности, внимания, используется в минимальных дозах в силу того, что организм детей находится в состоянии развития. |
Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы |
Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий |
Технологии музыкального воздействия для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя |
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей |
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. |
Сказкотерапия - это направление практической психологии, использующее ресурсы сказочной истории для воспитания, образования, развития личности ребенка |
2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста |
Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей |
Технологии воздействия цветом Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. |
Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач |
Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка |
Технологии коррекции поведения - это деятельность, которая направлена на исправление и изменение особенностей поведения у ребенка, его особенностей психологического развития, с помощью специальных средств психологического воздействия |
Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста |
Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий |
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий
Система здоровьесбережения в ДОУ:
Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Список литературы