РОСИНКА - ПРОЕКТ «Цветные льдинки»

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска

Цель проекта: создать условия и побуждать детей к самостоятельной поисковой деятельности. Получения у детей удовлетворения от процесса нахождения информации по теме.

Задачи:

  1. Способствовать установлению свойств и качеств воды, снега и льда, их сравнению. Дать детям представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде и окрашивают её, чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды (интенсивность окраски, вкус, запах). Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на её свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества).
  2. Развивать мыслительные способности детей: анализ, классификацию, сравнение, обобщение.
  3. Развивать исследовательские и творческие способности детей.
  4. Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми.

Длительность проекта: краткосрочный (2 недели).

Содержание работы:

  • этап: Подготовительный.

Создание проблемной ситуации: откуда появляется лёд. Так появилась идея создания мастерской по изготовлению цветного льда.

  • этап: Разработка проекта: создание информационной копилки.

Цель: обучение детей самостоятельному поиску информации по теме проекта. Детям и родителям было предложено принести познавательный материал о свойствах воды, льда, познавательную литературу по теме, подборку стихов, загадок о воде, снеге, льде использование интернет ресурсов и организовать в группе тематическую выставку.

  • этап: Выполнение проекта.

На данном этапе с детьми были проведены мероприятия:

  • Проведение серии игр-экспериментов:
  • Изготовление цветных льдинок;
  • Чтение познавательной литературы;
  • Сюжетно-ролевая игра «Магазин - цветные узоры» (на участке д/с)
  • этап: Создание продукта.
  • Создание мини-музея льда на участке д/с;
  • Украшение участка д/с цветными льдинками;
  • Самостоятельная деятельность детей дома: изготовление льдино к разных форм конфигураций, с узорами из природного материала для мини-музея льда на участке д/с.
  • этап: Заключение.

результате исследования мы узнали:

Вода растворяет в себе краску,

Чем больше краски, тем интенсивней цвет воды.

При воздействии низких температур вода превращается в лед и приобретает необходимую форму.

Литература:

  1. Пашкевич Т.Д. Таинство педагогического проектирования в ДОУ. Методическое пособие. - Барнаул, 2009.
  2. Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. — М.: Линка-Пресс, — 1997.

Информационно-методическое обеспечение

Загадки про лёд

На дворе — горой,

А в комнате — водой?

(Лед)

За окошком снег идёт

Очень близок новый год

А речушка не течёт

Ведь сковал речушку ... (лёд)

Не драгоценный камень,

а светится. (Лед)

Он холодный и блестит,

Стукнешь - сразу захрустит.

Из воды свой род берет,

Ну конечно, это ... (лед)

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша - толстое стекло.

(Лед)

С морозами, пургой и снегом

Зима-волшебница придет.

И все речушки, и озера

Покроет скользкий толстый ... (лёд)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло!

Скользко, весело, светло!

(Лед)

Видно, речка замерзала

И укрылась одеялом,

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим. (лёд)

Он сковал большую реку,

Гладкий, ровный - красота!

Он поможет человеку

Обходиться без моста.

А в каникулы, зимой,

В эти славные деньки

Приглашает нас с тобой

Поскорей надеть коньки.

(Лёд)

Когда зимой мороз и стужа,

Покрыты им и пруд, и лужа.

(Лёд)

Голубой, как небосвод,

На реке замёрзший. (Лёд)

А раскрыться вряд ли сможет,

Если солнце не поможет.

Но когда весна придёт,

Одеяло пропадёт.

(Лёд на реке)

В огне не горит,

а в воде не тонет. (Лед)

Не в темницу, а в светлицу

Запирал мороз девицу.

До весны девице

Не открыть светлицы.

(Лёд на реке)

Бежала - шумела,

Заснула - заблестела.

Что это?

(Река летом и зимой)

Всю зиму лежал у плетня за избой

В серебряных ножнах кинжал голубой.

(Замёрзший ручей зимой)

Изо льда плывёт гора

В море-океане.

От неё не жди добра,

Берегись, "Титаник".

(Айсберг)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

(Лед)

Зимнее стекло

Весною потекло.

(Лед)

Чист, ясен, как алмаз,

Но дорог не бывает,

От матери рожден

И сам ее рождает.

(Лед)

В круглом окне днем стекло разбито,

К вечеру вставлено.

(Прорубь)

Очень холодно, не так ли?

Все дорожки замело.

Лишь вчера была я каплей,

А сегодня - как стекло.

Я Снежинкина сестрица,

Затвердевшая водица.

(Льдинка)

Загадки про сосульки

Зима на крыши серые

Бросает семена —

Растит морковки белые

Под крышами она. (Сосульки)

Снега первого я ждал,

Бегал, прыгал и играл.

А теперь я пью микстурку,

Потому что съел ... (сосульку)

Белая морковка

Зимой растет. (Сосулька)

Морковка бела,

Всю зиму росла.

Солнышко пригрело —

Всю морковку съело.

(Сосулька)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет —

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Акробатка-крохотулька,

Зимний леденец - ... (сосулька)

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной.

(Сосулька)

Не сосите, сорванцы,

Ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел. (сосульки)

Детки сели на карниз

И растут все время вниз.

(Сосульки)

Солнце выглянет - заплачет.

Солнца нет - слезинки прячет. (Сосулька)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит.

Солнце взойдет –

Гвоздь упадет.

(Сосулька)

Что вниз вершиной растет?

(Сосулька)

Зимнею порой бывает

Очень разною погода.

То вдруг солнышко нагрянет,

То бушует непогода.

В оттепель всегда приходим

Очень мокрые с прогулки.

А потом в мороз свисают

С крыш огромные. (сосульки).

Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз,

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись. (Сосулька)

Уцепившись за карниз

Капельки бросает вниз

Не игрушка, не свистулька,

А прозрачная ... (сосулька)

Знает парень молодой,

Знает дедушка седой,

Знают все бабульки,

Знает каждый и любой:

Что растет вниз головой?

Это же ... (сосульки)

Если снег на крышах тает,

То сестрицы вырастают.

Эти зимние сестрёнки

Холодны, прозрачны, звонки,

А растут макушкой вниз.

Ты под них не становись!

(Сосульки)

Стихи про лёд

Татьяна Ильина Антуфьева

Сокрушается народ:

заболел весною лёд!

Поднялась температура,

тает прямо на глазах!

Срочно ищется микстура

заболевший лед спасать.

Под окошками у Юли –       

слезы льются у сосули,        

как из полной кружицы –

накопилась лужица.

Всем вчера сказала Гала:

-Льда на речке стало мало!  

Ваня и Алеша знают:

-Тает крепость ледяная!

В младшей группе у Егорки

На площадке след от горки.

Как спасти остатки льда?

Может, кликнуть холода?

Срочно позвонить Морозу,

Полюс Северный позвать?

Все серьезные вопросы

Надо маме задавать!

Та сказала: - Не годится нам

Весной со льдом возиться.

Пусть растает без следа.

Всем вокруг нужна вода!

Гляньте, бойкие синицы

Норовят в той луже мыться!

Там, где "крепость" утечет,

Мигом травка прорастет.

То-то будут скоро рады

Муравьи и муравьята.

А река растопит льдины

Их отдаст в моря-глубины.

И по морю корабли будут

Плыть на край земли.

Поняли! Болезни льда –

Радость всем, а не беда!

Стихи о безопасности на льду

Познакомьте детей с опасными ситуациями, которые могут им встретиться зимой и весной на замерзших водоемах. Учите детей беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций.

Зима! Скорее на коньки!

Какие славные деньки!

Но выходить на лёд нельзя,

Пока непрочен он, друзья,

Когда есть трещины на нём,

Когда вдруг потеплело днём.

Провалишься - придёт беда:

Зимой холодная вода.

На замёрзших озёрах

Лёд бывает непрочен,

И ходить по такому

Безответственно очень!

Водоёмы опасны:

Может лёд провалиться,

И спасать вас напрасно

Вся округа примчится.

Ведь почти невозможно

К полынье подобраться –

Из воды будет сложно

Вас вытаскивать, братцы.

Ура! Весна и ледоход!

Плывёт, плывёт по речке лёд.

Глядят ребята там и тут,

Как льдины по воде плывут.

Ну чем тебе не корабли!

Но нет! - не уходи с земли!

На лёд коварный не ступай,

Опасно это — так и знай!

Такой корабль перевернётся,

На части может расколоться

Иль унесёт на центр реки.

Весной от речки прочь беги! 

КРУГЛЫЙ ГОД - ГЛАДКИЙ ЛЕД

(Из сборника коротких рассказов "Зима на колёсах")

Михаил Садовский

Зимой мы часто скучаем по теплу и солнцу, хочется позагорать, поплавать! А летом скучаем по снежным горкам и каткам! Но теперь люди так сделали, что и зимой можно плавать и нырять в бассейне, а летом кататься на коньках и играть в хоккей.

И вот как. Построили прекрасное здание - Дворец спорта. Трибуны для зрителей с четырёх сторон. Посредине ровная площадка, бетонный пол. Но не простой пол: в нём трубы проложены, и спускаются они вниз, в подвал, к специальным холодильным машинам. Накрыт пол деревянным настилом. Играют здесь в баскетбол и волейбол, штангу поднимают и гимнастикой занимаются.

А когда надо в хоккей играть, снимают настил и заливают пол водой. В подвале включают холодильную установку, и начинает она по трубам гнать холодную жидкость - рассол. Трубы становятся холоднее, холоднее, и весь пол охлаждается.

Пройдёт несколько часов, вода застыла — вот и готов каток! Лёд гладкий как зеркало! Блестит! Играйте, хоккеисты! Тренируйтесь, фигуристы, круглый год! Пусть на улице оттепель - здесь отличный лёд! Пусть на улице лето, жара - здесь отличный лёд! И зрителям хорошо: всегда тепло во Дворце спорта и нет ни дождя, ни снега, ни ветра.

Теперь строят искусственные катки не только для хоккеистов и фигуристов, но и самые настоящие беговые дорожки для конькобежцев-скороходов. Тренируются круглый год и прославленные спортсмены, и начинающие фигуристы, и хоккеисты - будущие мастера. Не надо ждать морозной погоды, не надо тосковать по льду летом. Круглый год - гладкий лёд!

Тема: «Цветные льдинки»

Цель:         развивать у детей экспериментальной деятельности.

Программные задачи:

Образовательные

  1. 1. Знакомить детей со свойствами льда (твердый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду).
  2. 2. Формировать знание о явлениях природы.
  3. 3. Активизировать словарный запас детей.

Развивающие

  1. 1. Развивать внимание, мыслительную активность, умение делать несложные выводы.
  2. 2. Формировать навыки безопасного поведения на скользкой поверхности (ледяной горке, катке).

Воспитательные

  1. 1. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к своему здоровью, дружеские отношения со сверстниками.

Методические приемы: сюрпризный момент, игра, вопросы, художественное слово, обследование предметов (кубики льда, простейшие опыты, рассказ воспитателя.

Словарная работа: Активизация словаря (ледяной, изо льда, льдинка).

Оборудование: снеговик, стеклянная миска, снежный комок (муляж, кубики льда, подносы, салфетки (по количеству детей, цветные фигурные льдинки.

Ход:

  1. 1. Организационный момент

Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро! Я вас всех люблю.

Желаю вам хорошо заниматься.

Слушать внимательно ума набираться!

Воспитатель: здравствуйте, ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся и подарим им наши лучистые улыбки. А ещё к нам в гости пришёл снеговик! Давайте с ним поздороваемся.

 

  1. 2. Актуализация знаний детей:

Воспитатель: Он хочет с вами познакомиться. С собой снеговик захватил «волшебный снежок».

К кому он попадет в руки, тот будет называть свое имя.

«Игра-знакомство».

Дети встают полукругом, воспитатель, передавая «Волшебный снежок» (муляж снежка) каждому ребенку, просит назвать его имя.

А еще он вам приготовил загадку, а вы попробуйте отгадать её:

Снеговик:

Он сковал большую реку,

Ровный, гладкий, красота!

Он поможет человеку обходиться без моста.

А в каникулы, зимой, в эти славные деньки

Приглашает нас с тобой поскорей надеть коньки. (Лёд)

  1. 3. Практическая работа.

Воспитатель вносит лёд

Воспитатель: А давайте вспомним, что же такое лёд? (это замёрзшая вода). А какие свойства есть у льда? (холодный, твердый, прозрачный, тяжелый, по цвету - бесцветный).

Воспитатель предлагает детям потрогать лёд.

Воспитатель: Ребята, покажите мне свои ладошки, они, наверное, замерзли, давайте их погреем.

Проводиться пальчиковая гимнастика «Погреем пальчики».

Снег руками собирали

(Энергично сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

Наши пальчики устали

Мы их будем растирать,

(Энергично потирают ладонь о ладонь)

Мы их будем согревать.

Воспитатель: Ребята, а снеговичок не верит, что это замёрзшая вода, давайте мы ему докажем, что это так. У вас на столах стоят стаканчики с водой, как вы думаете, как мы это сделаем? (дети предлагают варианты, как превратить воду в лёд).

Выслушав версии детей, воспитатель выявляет алгоритм действий, который проговаривается вместе с детьми (налить воду в формочку и заморозить её).

Воспитатель: Ребята, давайте вместе со снеговиком сделаем цветные льдинки.

Как вы считаете, как можно сделать цветной лёд? (Окрасить воду).

Перед нами лежат волшебные краски. Они помогут нам окрасить воду для наших разноцветных льдинок.

Воспитатель: А теперь мы разложим в формочки веревочки и разольём цветную водичку по формочкам или коробочкам из-под конфет.

В ячейки аккуратно наливаем воду. Главное не перелить воды, чтобы при покраске вода не попадала из одной ячейки в другую.

  1. 4. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь детям.

Воспитатель: А что же мы делаем дальше? (Замораживаем льдинки).

Я отнесу наши льдинки на участок, на улице наша водичка превратится во что? (в лёд). А сейчас вы закроете глаза, наш снеговик немного "поколдует" затем поиграет с вами, и на столе появятся формочки уже с готовым льдом (залитые формочки воспитатель выставляет на улицу, оттуда берет заранее залитые формочки)

Снеговик: Закружились, завертелись (покружиться на месте)

Белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей (поднять руки)

Легкие пушинки. (покружиться на носках)

Чуть затихла злая вьюга - (опустить руки, встать прямо)

Улеглись повсюду. (присесть, руки к полу)

Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вперёд)

Все дивятся чуду. (развести руки в стороны)

Заискрились, засверкали (руками выполнить движение «ножницы»)

Белые подружки.

Заспешили на прогулку (шаги на месте)

Дети и старушки.

Дети рассматривают цветные льдинки.

Скажите ребята, а можно облизывать лёд? Почему? (можно простудится).

  1. 5. Анализ.

Воспитатель: Ребята, скажите, что мы сегодня с вами делали?

А как у нас получилось сделать льдинки?

А почему вода превратилась в лёд?

А какими свойствами обладает лед? Какой он?

Воспитатель: Давайте полюбуемся нашими красивыми разноцветными льдинками.

Но, к сожалению, если мы оставим льдинки в группе, то они растают.

Как выдумаете, что можно с ними сделать (украсить участок). Давайте поблагодарим нашего снеговика и попрощаемся с ним. А для того, чтобы снеговичок не скучал на участке, когда нас нет, мы подарим ему наши красивые льдинки. Снеговик украсит участок и будет ими любоваться.

Дети дарят льдинки, прощаются со снеговиком и гостями.

Снеговик: до свидания ребята. Вы сегодня хорошо поработали, сделали мне замечательные подарки, поэтому я вам тоже приготовил подарочки.

Рекомендации для воспитателей и родителей

«Цветные льдинки»

Воспитатели:

Дорошкевич Т.Г.

Петренко Ю.А.

«Цветные льдинки»

Цель: Формирование у детей представления о свойствах и изменениях воды и льда через исследовательскую деятельность в условиях детского сада в зимний период. Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес детей, способствовать умению устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон - мороз - лёд).
  • Формировать умения и навыки наблюдения за объектами неживой природы.
  • Формировать представления детей о свойствах и агрегатных состояниях воды.
  • Развить экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытно­-исследовательской деятельности детей.
  • Развивать творческое воображение, фантазию, эстетический вкус в ходе работы с природными материалами: водой и льдом.

Организация работы проекта «Цветные льдинки» ведется по следующим этапам:

  1. 1. Беседа о воде, льде и их свойствах.

Зимой отмечают самый яркий, веселый и любимый праздник детей и взрослых Новый год. Все люди на нашей земле готовятся к встрече Нового года. Украшают жилище, улицу. Как сделать участок нашего детского сада и группы нарядными, яркими? Чем можно украсить наш участок?

Какая погода чаще всего бывает зимой?

Как определить есть ли на улице мороз?

Снег - какой он?

Лёд - какой он?

Можно ли самим сделать лёд?

Возможно ли использовать лёд для украшения площадки? Каким образом?

  1. 2. Экспериментально-практическая деятельность:

ИЗУЧАЕМ ОСОБЕННОСТИ ВОДЫ.

Организация и проведение опыта № 1

Материалы и оборудование: ёмкости различного размера и формы, вода в кувшинчиках.

Ход проведения: В одном из игровых центров приготовлены емкости разной формы и размера для наполнения водой. Дети поочерёдно заполняют эти емкости. В ходе деятельности, с помощью взрослого обобщают, что вода не имеет формы, потому что принимает форму того сосуда, в который её наливают. Вода плавно переливается и перетекает из одного сосуда в другой, значит, вода текуча.

Выводы: Вода не имеет формы. Вода текуча.

Организация и проведение опыта №2

Материалы и оборудование: несколько прозрачных емкостей с водой (стаканы, кувшины миски), мелкие предметы (игрушки, шарики, детали от конструктора и т.д.)

Ход проведения: В одном из игровых центров приготовлены емкости с водой и набор предметов для погружения в воду. Дети опускают в прозрачные сосуды с водой разнообразные предметы и понимают, что эти предметы видны.

Вывод: Вода прозрачна, она не имеет цвета.

Организация и проведение опыта №3

Материалы и оборудование: графин с питьевой водой, стаканы по количеству детей.

Ход проведения: В одном из игровых центров («Познания», «Экспериментирования», «Науки и природы» и др.) приготовлена вода в графине и стаканы. Дети наливают её в стаканчики пробуют на вкус и запах. В ходе проведения эксперимента дети делают.

Вывод: Вода не имеет запаха и вкуса.

Организация и проведение опыта №4

Материалы и оборудование: ёмкости с небольшими кусочками льда, ёмкость со снегом, тарелочки по количеству детей.

Ход проведения: В одном из игровых центров приготовлены емкости с кусочками льда снегом. Дети выкладываю кусочек льда и горсточку снега на тарелочку; рассматривают наблюдают за ними некоторое время. Снег и лед начинают таять, появляется вода. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что лёд и снег состоят из воды.

Выводы; Лёд состоит из воды. Снег состоит из воды. Лёд и снег тают в тепле и превращаются в воду. Снег тает быстрее.

КАК СДЕЛАТЬ ЦВЕТНЫЕ ЛЬДИНКИ?

Материалы и оборудование (по количеству детей): вода в прозрачных сосудах, гуашь, кисточка, контейнеры из конфетных коробок, нитки, клеёнки, салфетки. Воспитатель показывает детям, что вода может растворять различные вещества и менять при этом цвет. Растворяет в пробирке гуашь красного цвета. Дети присоединяются к практической деятельности и самостоятельно растворяют в воде гуашь разных цветов. Дети рассматривают полученные раствор и делают.

Вывод: Вода меняет цвет от вещества, растворённого в ней.

Воспитатель напоминает детям, что лёд состоит из воды, а как он получается? (Ответы детей: на морозе, вода замерзает, получаются? льдинки и т.д.) Следующий наводящий вопрос: как нашу цветную воду превратить в разноцветные льдинки? (Ответы детей: разлить в формочки, вынести на мороз, подождать, пока замерзнет и т.д.) Воспитатель предлагает детям сделать «ледяные» бусы и гирлянды, для чего в приготовленные формы (контейнеры из конфетных коробок) сначала последовательно вложить нити, а потом залить эти формы с нитями цветной водой. Заготовки для «ледяных» украшений готовы.

Дети выходят на прогулку и выносят контейнеры с цветной водой на улицу, наблюдают за ними в течение прогулки. Спустя некоторое время, в конце прогулки, проверяют, что произошло и изменилось.

Делают следующий вывод: Вода постепенно превращается в лед на морозе.

Совместно с воспитателем дети принимают решение украсить гирляндами и бусами участок своей группы после сна, на вечерней прогулке.

Дети выходят на прогулку, осматривают продукты своих экспериментов и обнаруживают, что вода в контейнерах, действительно, превратилась в лёд. Дети пытаются вынуть из ячеек контейнеров льдинки. Это им не удается. Как же вынуть льдинки из контейнеров, не повредив их? Воспитатель напоминает детям, что произошло со льдом во время опыта №4 и объясняет, чтобы аккуратно вынуть кусочки льда на нитках из ячеек контейнеров, необходимо на несколько секунд занести контейнеры в тепло, чтобы лёд подтаял, и его можно было бы быстро вынуть из контейнеров.

Вывод: В тепле лёд тает и опять начинает превращаться в воду.