Цель: Воспитывать у детей интерес к окружающему миру. Закрепить названия некоторых птиц, конкретные представления о сезонных изменениях в природе. Способствовать обогащению и углублению представлений о птицах (о месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); заботливому отношению к птицам.
Развивать диалогическую речь детей, побуждать к участию в беседе, продолжать учить отвечать на вопросы. Развивать умение с помощью художественного слова рассказать о птице, через выразительное чтение стихотворения.
Формировать навыки изобразительной деятельности.
Предварительная работа:
Уточняли знания детей о птицах на занятиях, в процессе наблюдения в природе, через художественное слово, рассматривание картинок, в изо деятельности ( аппликации, рисовании, лепке).
Технические средства:
Магнитофон, аудио кассета.
Оборудование:
Деревья, кормушка, птицы, картинки, мольберт, ватман.
Раздаточный материал:
Гуашь, кисти, стаканы с водой, салфетки.
Ход занятия:
Загадка:
Крылья есть, но не самолет. Летает высоко, но не ракета.
Воспитатель: Сегодня на занятии мы будем говорить о птицах. Ребята посмотрите на картинки. А вы знаете, как называются эти птицы? Назовите их.
Дети: Сорока, воробей, синица, ворона и т.д.
Воспитатель: Ребята, какую пользу приносят птицы?
Дети: Поедают вредных насекомых, лечат деревья, сеют семена.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: А все ли птицы остались зимовать в наших краях?
Дети: Нет.
Воспитатель: А куда они улетели и почему ?
Дети: Птицы улетели на юг в теплые края, им там удобно добывать себе еду.
Воспитатель: Как называются птицы, которые улетели теплые края? А которые остались зимовать?
Дети: Перелетные и зимующие.
Воспитатель: Положите картинки с зимующими птицами и перелетными отдельно (предлагаю картинки с солнцем и снегом).
Воспитатель: Ребята, у меня есть загадки про птиц. Про каких вы отгадайте сами.
1.Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю. (воробей) |
2.Чернокрылый, красногрудый И зимой найдет приют. Не боится он простуды- С первым снегом тут как тут. (снегирь) |
3.Носит серенький жилет, Но у крыльев -черный цвет Видишь- кружат 20 пар И кричат: кар-кар-кар. (ворона) |
4.Я по дереву стучу, червячка добыть хочу Хоть и скрылся под корой, Все равно ты будешь мой! (дятел) |
5.Она маленькая птичка И зовут её… (синичка) |
6.Не ворона, не синица… Как зовется эта птица? Примостилась на суку- Раздалось в лесу ку-ку! (кукушка) |
Воспитатель: Ребята, я хочу пригласить вас в гости к зимующим птицам в сквер. А вы знаете, что такое сквер?
Дети: Это небольшой лес в городе.
Воспитатель: На улице зима, что нужно сделать нам, прежде чем идти?
Дети: Одеться (имитируем одевание).
Воспитатель: А мы возьмем что-нибудь для птиц, угостить?
Дети: Предлагают взять корм…
Воспитатель: На улице зима, холодно, а чтобы мы не замерзли, давайте поиграем.
Игра: «Мороз».
Я Мороза не боюсь, с ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне Мороз, тронет руки, тронет нос.
Значит надо не зевать, бегать, прыгать и играть.
Воспитатель: Ребята, послушайте, как весело поют птицы. А почему?
Дети: Приближается весна, солнце светит ярче, лучше греет, мы принесли корм и т.д.
Воспитатель: Птицы очень рады, что люди помогают им в трудное для них время. А что люди делают для птиц, чтобы помочь им перезимовать?
Дети: Делают кормушки; подкармливают; следят, чтобы в кормушках был корм.
Воспитатель: Предлагает детям насыпать зерна в кормушку.
Воспитатель: А я знаю, стихотворения про птицу.
Дятел-вежливая птица ,это знает старый лес.
Он к букашке постучится, а потом букашку съест.
Воспитатель: А вы знаете стихотворения про птиц?
Дети читают стихи о птицах.
Воспитатель: Молодцы ребята. Хорошие стихотворения рассказали про птиц, насыпали зерна. Пусть птицы остаются, а нам пора в детский сад.
(Дети пришли в детский сад, разделись)
Воспитатель: Ребята подойдите к мольбертам. Посмотрите на деревья, вы ничего не заметили?
Дети: На деревьях нет птиц.
Воспитатель: Я видела, что на деревьях были птицы, а сейчас их нет. Наверно приходил злой волшебник и превратил их в невидимок. Надо что-то делать. Давайте поиграем. Я превращу вас всех в добрых волшебников, дам вам краски, кисти и вы птиц-невидимок расколдуете.
Дети берут кисти и рисуют. Звучит тихая музыка.
Рассматриваем работы, дети комментируют свои рисунки.
Воспитатель: Спасибо вам, ребята.
Занятие окончено.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Стихотворения про птиц.
Дятел-врач лесного царства.
Дятел лечит без лекарства.
Лечит клены, липы, ели,
Чтоб росли и не болели
***
Выгибает шею гусь:
Никого я не боюсь.
Как начну щипать за пятки-
побежите без оглядки.
***
Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед, будет вам зимой обед.
***
За что люблю я воробья? За то, что он такой как я:
Когда приходят холода-не улетает никуда.
***
Побелело за окошком- все в снегу- какая ширь!
Как румяная матрешка на крыльце живой снегирь.
Снегирей в окно увидишь: Здравствуй, милый, зимний гость!
На крыльцо скорее выйди, брось им спелых зерен горсть!
***
Вот под елкой запушенной скачут по снегу вороны. Кар! Кар! Кар!
Из-за корочки подрались, во всю глотку разорались. Кар! Кар! Кар!