РОСИНКА - КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «В СТРАНЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска

                                                                                                          Подготовила:
                                                                                     воспитатель  1 квалификационной
категории МАДОУ № 6 Баешко А. Г.

     Речь – это важнейшее достижение человека, которая позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.

     Культура речи – это умение правильно, т.е. в соответствии  с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

      Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов   и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и т.д., нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей среды – неотъемлемые условия для современного и правильного формирования звуковой культуры речи.

      О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи воспитания у детей четкого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов, согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитания отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитания выразительности детской речи».

      В процессе  воспитания у детей звуковой культуры речи решаются задачи: формирование у детей правильного звукопроизношения  в соответствии с языковыми нормами, развитие голосового аппарата (умение регулировать громкость произношения слов и фраз), выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т.д.).

      Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха у дошкольников. Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

    Развитие восприятие речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты – фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятие темпа, силы голоса, тембра речи).

    Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирования произносительной стороны речи (произношение звуков, четкой дикции и т. д.)

    Основным направлением в воспитании звуковой культуры речи является формирование правильного звукопроизношения – способность правильно воспроизводить звуки родного языка.

     Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка. От правильности произношения и умения выражать собственные мысли зависит успешность адаптации малыша среди сверстников, а также дальнейшее обучение в начальной школе. Именно уровень развития языковых навыков показывает, каков уровень психического и интеллектуального развития у конкретного ребенка. Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и специалистов на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.

      Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени от полного отсутствия речи или лепетного его состояния до развёрнутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

      Условно можно выделить три уровня общего недоразвития речи, причём первые два характеризуют глубокие степени нарушения речи, а на третьем, более высоком уровне, у детей остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя. На первом этапе обучения основная задача логопедического воздействия-вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений, расширить объём понимания речи. ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:

Проговаривание ситуации: взрослый использует ситуативные моменты в режиме дня, игры, прогулки, называет предметы, которые ребёнок берёт, называет действия, которые совершает ребёнок или взрослый с этим предметом, называет те ощущения,  которые испытывает ребёнок.

      Выполнение поручений: попросить ребёнка принести знакомый предмет или выполнить какое-либо поручение, связанное с этим предметом. Использование предметных или сюжетных картинок с целью научить детей понимать названия действий; научить понимать вопросы что? кто? у кого, которые помогают выяснить объект действия.

      На занятиях можно использовать такие дидактические игры: "Выбери игрушку", "Подскажи нужное слово", "Выбери и назови что нужно Петрушке-игрушке".

     Затем идёт формирование составления предложений из 2-3 слов. С этой целью нужно учить детей отвечать на вопросы, поставленные к несложным сюжетным картинкам. Учить детей подбирать названия предметов к названию действия: идёт кто, стоит что? и т. д. Используются игровые приёмы: например, найти, что  висит, что стоит, а что лежит. На этом периоде нужно научить детей договаривать слова, словосочетания в разучиваемых потешках, стихотворениях :например, села птичка. (на окошко).Дети договаривают слово на окошко. На разных этапах усвоения родного языка виды работ над слоговой структурой слов варьируются. Используются разные игры и приёмы: вслушивание в звучание слова, различение и правильное произнесение звуков, самостоятельное вычленение их из слова, анализ его звуковой и слоговой структуры, активные действия со словами (собственное рифмотворчество, стихотворчество). Используют дидактические игры: "Подскажи Петрушке звук", "Какое слово задумано?", "Какой звук потерялся?".

     При недоразвитии речи усвоение звуковой стороны языка протекает медленно и своеобразно. Появляющиеся звуки дети долгое время смешивают между собой, как по месту, так и по способу артикуляции. Дефекты произношения у разных детей проявляются по разному и это надо учитывать при коррекции звукопроизношения. Дети с недоразвитием речи нуждаются в работе по формированию конкретных понятий. Учитывая всё это можно запланировать экскурсии в лес, на почту и т. д. Эти мероприятия являются важнейшим средством достижения задачи.

     В этих видах деятельности роль воспитателя и логопеда не сводится к простой передаче конкретных знаний, здесь ставится перед детьми проблемная ситуация, которая требует самостоятельного (коллективного) размышления, сравнения предметов, явлений.

      В последнее время многие родители обеспокоены, тем как в дальнейшем будут учиться их дети. Если в Вашей семье подрастает ребёнок и где-то через год пора в школу, то возникает много вопросов. Один из них – какой литературой следует пользоваться, чтобы подготовить сына или дочь к школе.

     Многие связывают готовность к школьному обучению только с умением читать и писать. Но это большое заблуждение!

     Чтение и письмо – это сложные психофизиологические процессы. И не следует ставить эти процессы, а главный показатель готовности к обучению в школе. Убедитесь, что ребёнок готов осваивать такой сложный вид деятельности как письменная речь (сначала чтение, а потом письмо).

    Показателем готовности к овладению письменной речью является уровень развития устной речи поступающего в первый класс. Что же имеется ввиду?

  1. 1. Произносительная сторона речи полностью формируется в дошкольном возрасте. Если нет какого-либо звука или даже звуков, нужно срочно исправлять. Сюда можно отнести и слоговую структуру слова: не весипед, а велосипед; не катан, а стакан…
  1. 2. У ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух: может выделить первый и последний звук в слове; определить, где находится заданный звук…
  1. 3. Грамматический строй речи во многом уже сформирован: не глазы, а глаза; не яблоковый сок, а яблочный…
  2. 4. Достаточно большой словарный запас: ребёнок использует слова по назначению, может подобрать синонимы, антонимы, владеет обобщающими понятиями…
  1. 5. Ребёнок владеет связной речью: может рассказать о себе; в состоянии описать игру, в которую играл; объяснить, что ему хочется…
  1. 6. Должна быть достаточно развита мелкая моторика (это относится только к овладению письмом). А развивают мелкую моторику рисование, работа с пластилином, бисером, самостоятельное застёгивание вещей, завязывание шнурков… И только в последнюю очередь работа ручкой в прописях и тетрадях!

    Главное, чтобы ребёнок сам проявлял желание к освоению письменной речи (как чтения, так и письма)   .И не стоит забывать про общее развитие: плавайте, танцуйте, пойте, гуляйте, посещайте театры, играйте, общайтесь… Развивайте память, внимание, мышление, вырабатывайте усидчивость – это также очень важно для готовности к школьному обучению и освоению письменной речи.

Важно, чтобы Вы, уважаемые взрослые, были заинтересованы в успешности своего ребёнка – будущего ученика!

   Очень многие из родителей считают, что подготовка ребенка к школьному обучению заканчивается на его умении читать и писать, но такое мнение совершенно неверно. А все потому, что такие процессы как письмо и чтение являются психофизиологическими и довольно сложны для восприятия маленьким дошкольником, и их нельзя считать основным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Обычно сначала ребенок осваивает чтение, а потом письмо, дошкольника нужно проверить на то, готов ли он к развитию письменной речи, которая для ребенка является очень сложным видом деятельности. Главным показателем к этому является степень развития устной речи у малыша. Эту степень можно определить с помощью многих пунктов, но все же можно выделить несколько главных - это хорошо развитый словарный запас, грамматический строй речи, фонематический слух, мелкая моторика, произношение всех звуков уже должно быть полностью сформированным, а речь связная и осмысленная.

Успел ли ребенок все детально освоить или же наоборот еще не умеет ни читать ни писать, все равно следует думать о его общем развитии и побольше гулять с ним, посещать театры, занятия танцами, плаваньем, пением, играть в развивающие игры и при всем этом побольше общаться, поощряя его интерес к познанию мира. Для освоения письменной речи, а также готовности к школе очень важными моментами являются также развитие мышления, памяти, внимание. И родителям всегда нужно помнить – ребенок должен сам проявлять желание и готовность к освоению материалов, а для этого его нужно заинтересовать.

Используя различные приёмы и методы работы по развитию лексического запаса и грамматического строя нужно придерживаться определённых этапов обучения:

-накопление конкретных представлений об окружающем мире, расширение тематического словаря, временных понятий, обобщающие понятия (мебель, транспорт посуда) и т д.

После этого можно переходить к составлению предложений из 3-4 слов. Где сначала дети учатся составлять простые предложения с однородными членами предложения, а потом перейти к составлению разных видов сложного предложения. Где надо следить за правильным синтаксическим и грамматическим оформлением всего предложения.

     Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет детям с системными нарушениями речи стать успешными в школе. Нарушение устной речи отрицательно влияет на становление письменной речи. Как показывают исследования Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной,  Л.Ф. Спировой и других, готовность к звуковому анализу у дошкольников      с нарушениями устной речи почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. И позволяют утверждать, что речь детей необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.