РОСИНКА - Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром родного края.

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска


«Добрый ребенок не сваливается
с неба. Его надо воспитывать».
В.А.Сухомлинский

     Совсем недавно проблема воспитания гражданственности и патриотизма не стояла так остро, как сейчас. Ей уделялось немало внимания, но особой и столь очевидной необходимости в этом не было, ибо дети с молоком матери впитывали понятие «Родина», «великая держава», «мы, советский народ». Раньше ребенок  смотрел на карту СССР и думал: «Я живу в самой большой, самой могущественной, самой хорошей стране». Наши дети сегодня видят, что мы не самая могущественная и не самая великая страна.

      В наших детях практически полностью атрофировалось чувство патриотизма. Это проявляется во всем: в выбираемых ими тетрадях с иностранными обложками, в обожании западной музыки и кинофильмов, в употреблении возгласов, как это делают американские дети.

      Социологические диагностики фиксируют деформацию у молодежи глубинных человеческих ценностей. Юноши и девушки на вопрос, что, по их мнению, является для молодежи самым важным в жизни, отвечали:

- деньги - 33%;

-деловая карьера и образование-20%;

- получить от жизни побольше удовольствия - 20%;

Извечные же ценности собрали такие цифры:

- любовь - 5%;

- действия ради будущего России - 4%;

- идеалы и вера - 3%.

      Воспитание любви к Родине может осуществляться ежеминутно: родителями, чтением книжек русских авторов, просмотром наших кинофильмов, телепередач, рассказывающих о событиях и людях, которыми Россия может гордиться, о вечных ценностях: любви к своей земле, национальных корнях. Но в том то и дело, что телевидение и газеты словно соревнуются в том, кто быстрее и скандальнее преподнесет какую-нибудь «изюминку».

      Экономическая нестабильность, социальная дифференциация общества,  девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения и нашего города.  За последние  годы в Шимановске ликвидировано 60 предприятий различного профиля, не имеют работы 12% от всего трудоспособного населения, из них 45% -  молодежь, 60% - женщины. В общественном сознании получили широкое распространение  равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

      В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем системы нравственно-патриотического воспитания, начиная с дошкольного возраста.

         Что же делать педагогу в этой ситуации? Что противопоставить губительной для ума и души информации и страшной действительности, лезущей во все окна и двери? Как сделать высшим элементом национального сознания идею служения Отечеству?

      Известно, что дошкольный возраст - начальный и самый важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе, культуре.

      Содержание гражданского воспитания определяется его целями и задачами и обусловлено особенностями развития общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни, а также проблемами формирования у подрастающего поколения готовности к реализации гражданских прав и обязанностей.

      Патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательных учреждений, общественных организаций и государственных органов по возрождению в среде молодежи патриотизма, преданности и любви к своему Отечеству, народу, готовности к выполнению гражданского долга.

5 октября 2010 года Правительством Российской Федерации принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы, в которой сформированы цели и задачи патриотического воспитания.

      С целью изучения сформированности знаний о родном городе, стране, среди воспитанников детского сада №6 в  2009 году мной  было проведено анкетирование «Что ты знаешь о своем городе?» (Приложение №1). Анализ результатов показал, что 92% детей четко знают название нашей страны, города, свой домашний адрес. Однако, лишь 36% детей смогли рассказать об истории города, назвать главные улицы, площади, памятники.

      Анкетирование среди родителей показало, что 15% родителей знакомят детей с городом, его историей, памятными местами, 46% очень редко уделяют этому внимание. 91 % родителей высказали пожелание, чтобы детский сад чаще организовывал экскурсии по городу, встречи с интересными людьми (Приложение №2).  

      Назрела  необходимость углубленно заняться проблемой нравственно- патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края.

      Дошкольный возраст, как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма.

       По мнению многих педагогов, психологов, философов «Воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости умению противостоять лжи и жестокости и должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей».

     Любовь к отечеству начинается с любви к малой Родине – месту где родился человек. Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать всё!

     Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и повышения.

      Недостаточный уровень знаний у детей и родителей обусловлен безграмотностью молодых семей в вопросах воспитания патриотизма, гражданственности, так как зачастую данный вопрос не считается важным в таких семьях и зачастую вызывает лишь недоумение.

     В настоящее время выходит достаточно много литературы по данному вопросу. В ней освящаются лишь отдельные стороны нравственно – патриотического воспитания в конкретных видах деятельности. Нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ,  и ощущение неразрывности с окружающим миром и желание сохранить и приумножать богатство своей страны.

     Проанализировав современные программы, реализующие идеи концепции нравственно-патриотического воспитания дошкольников, пришла к выводу, что все они имеют несомненные достоинства, богаты оригинальными идеями построения педагогической работы.

     Основной  программой в нашем дошкольном учреждении является программа «Воспитание и обучение в детском саду» под ред. М.А. Васильевой. Данная программа ориентирована  на приобщение ребёнка к миру общечеловеческих чувств: формированию отношения к природе, к рукотворному миру, к людям, к Отечеству, к искусству, к культуре. Однако в ней недостаточно внимания уделяется  разделу «Ознакомление  детей с окружающим миром родного края».

     Этим обусловлен выбор темы моего педагогического исследования: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в процессе знакомства с природой родного края».

Цель:создание условий для воспитания нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста совместными усилиями ДОУ и семьи, формирование бережного отношения к окружающему миру.

Задачи:

   - Дать детям целостное представление о природе родного края;
   - Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, дому, городу, к своему народу, его традициям.
   - Формировать интерес к истории своего города, края, основы экологически грамотного поведения в быту и природе.

Ожидаемые результаты.

   - Овладение знаниями  о растительном и животном мире родного края.
   - Сформируются уважительные отношения к семье, к людям, к  труду, к традициям.
   - Овладение навыками экологически грамотного поведения в быту в природе.

Этапы исследования

1 . Этап информационный.

Задача этого этапа – отработать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему:

   - природа родного края
   - деятельность людей
   - культурный облик города.

      В основу систематизации знаний детей  о родном крае  положена взаимосвязь между тремя этими разделами, осуществляемая через взаимодействие человека с миром природы. Именно трудовая деятельность человека является тем связующим звеном, которое обеспечивает «преобразование» мира природы в «культурный облик» родного  края.

      На данном этапе создана информационно-тематическая база для детей и родителей, проводится анализ теоретических материалов из литературы по данной теме.

Скорректирована  программа «Воспитание и обучение в детском саду» под ред. М.А. Васильевой. В содержание занятий введен материал по ознакомлению с детей с окружающим миром родного края.

С 2008 года в группе старшего дошкольного возраста разработана и реализуется программа мини – кружка «Родничок» (Приложение №3).

Цель: воспитать у детей дошкольного возраста нравственно – патриотические чувства к родному краю через окружающий мир.

Занятия  проводятся по следующим разделам:

   - опытно – исследовательские занятия (опыты с водой, воздухом, снегом, песком, камнями,  с проращиванием семян);

   - поисковая работа (сбор коллекций гербария, семян и камней, лекарственных растений);

       Для ознакомления детей с историей, культурным наследием города налажено сотрудничество с  городским краеведческим музеем, детской библиотекой разработан план совместной деятельности. Таким образом, отобран  соответствующий материал, который формирует у дошкольников представление о том, чем славен или является своеобразным родной край.

Определены  три основных раздела:

 1. «Мир природы, города, края».
 2. «Моя семья».
 3. «Мой любимый город».

2. Этап технологический.

Система и последовательность по воспитанию любви к родному краю представлена следующим образом:

3.Этап организационный.

     На организационном этапе спроектирована культурно – образовательная среда в детском саду, в группе.  С учётом возрастных особенностей детей отбирается наиболее актуальный для каждого возрастного периода объём материала, разработан тематический план, составлены конспекты занятий, перспективный план, план работы с родителями (Приложение №4).

     В группе созданы условия для проявления детской фантазии и инициативы.  Впечатления о родном крае дети отражают в рисунках, в совместных со взрослыми работах (изготовление поделок из глины, гербария, пластилина, аппликации).  С целью ознакомлению с родным краем оформлена серия дидактических игр: «Дома бывают разные», «Кто найдёт дорогу к детскому саду», «Дорожные знаки», «Транспорт», «Цветы, деревья и грибы», «Зелёный друг», «Любимые животные». Совместно с родителями создан познавательно – экологический  центр «Хочу всё знать». В него входит наглядный материал, необходимый для опытно – исследовательской деятельности детей: энциклопедии, глобус, журналы, макеты и фотографии.

     В группе открыт уникальный мини-музей полезных ископаемых Амурской области. В него вошли собранные с помощью родителей экспонаты (бурый уголь, черные, цветные и редкие металлы, неметаллические полезные ископаемые: цеолиты, облицовочные камни, цементное сырье, строительные материалы), наборы открыток с золотыми украшениями. Дети с большим интересом исследуют их, слушают и рассказывают об их значении.

     Совместно с родителями  составлена картотека  растительного и животного мира нашего края, куда вошли сведения о представителях флоры и фауны нашего края. Картотека является гордостью нашей группы, ею пользуются все воспитатели нашего сада, так как она содержит большой объем информации о природных ресурсах, которыми богат наш родной край. Картотека постоянно пополняется. Родителями оформлены семейные альбомы, по которым дети лучше запоминают родословную своей семьи (Приложение №5).

4. Этап практический.

С целью реализации поставленных задач использую традиционные и инновационные формы работы:

   - Занятия
   - Игры
   - Экскурсии
   - Праздники
   - Встречи с интересными людьми
   - Викторины
   - Выставки
   - Поисковая работа.

      Совместно с туристко - краеведческим отделом центра детского творчества разработан и реализован проект  «Книга туристят» (Приложение №6). Содержание  проекта разбито на блоки:

1. Знакомство с "Книгой Природы".

2. "Что, где растет и кто. где живёт?".

3. "Я и мое здоровье".

4. "Собирайся в поход".

5. "Без языка, - а разговаривает".

6. "Туристята — друзья природы" .

7- "По страницам "Книги Природы"..

      Воспитание любви к родному краю неразрывно связано с экологическим воспитанием. Большое внимание уделяю задаче бережного отношения к окружающему миру и здоровому образу жизни. Избежать  однообразия в работе с детьми и родителями помогли нетрадиционные формы: выставки поделок из природного материала, участие детей и родителей в акциях милосердия: «Подари книгу малышу», «Игрушки для детей – сирот»; природоохранных  акциях: «Каждому уголку города, заботу и внимание» (Приложение №7), «Озеленение территории детского сада», «Багульник – красота нашего края!» (Приложение №8); походы к реке, на лесную поляну, развлечения «Праздник Осени», «Летние забавы», «Масленица», «Праздник Пасхи», выставки – «Осенние дары» и «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» Исследуется  значение здорового образа жизни на занятиях: «Мои глаза», «Почему мы болеем?», «Я – человек».

      Нетрадиционными формами работы, стала совместная поисковая деятельность детей, родителей и воспитателя. Собраны материалы из газет и журналов (альбом «Это интересно»), организован выпуск детской газеты «Росинка» (Приложение № 9). Газета выпускается один раз в квартал и содержит информацию о жизни детского сада по темам: «Экологическое воспитание»; «Физкультурно-оздоровительное работа с детьми»; «Нравственно-патриотическое воспитание»; «ОБЖ».

      Встречи с интересными людьми, с амурскими художниками, с людьми различных профессий расширяют представления детей о современном мире. Детям предлагается просмотр короткометражных документальных фильмов : «Большая история маленького города», «Природа родного края», «Домашние любимцы», «Самая земная из профессий».

      Воспитывая у детей любовь к своему городу формируется понимание, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

   - Повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных, рабочие чинят, делают машины);
   - Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших их от врагов;
   - Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
   - Есть общие профессиональные и общественные праздники;
   - Все люди берегут и охраняют природу.

С целью формирования интереса к людям разных профессий были проведены интересные экскурсии в школу, на почту, в магазин,  в медицинский кабинет, в прачечную, в столовую детского сада, в городской краеведческий музей (Приложение №10). Эти экскурсии помогают детям познакомится с функциями и устройством различных учреждений, формируют у дошкольников представление о разнообразных потребностях людей, о том, кто и как заботится о жителях города. В беседах и развлечениях были освещены темы: «День строителя», «День Победы», «День военно – морского флота». Важно отметить, что проводимая работа эффективна только при условии активного взаимодействия детей со взрослыми (воспитателями и родителями). Так, экскурсии, совместные праздники и викторины создают у детей мощную мотивацию к познанию, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идёт легко и непринужденно.

В  работе с родителями используются  следующие формы работы:

   - «Семейные встречи». Они  дают возможность познакомиться с укладом семей, их традициями, стилем взаимоотношений, что  способствовало адаптации ребёнка в детском саду; позволяют эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах, развивать  активный интерес родителей к воспитанию своего ребенка, осознанное отношение к родительству, обогащать опыт родителей методами семейного воспитания.
   - «Вечера вопросов и ответов». Вовлекают  родителей в орбиту педагогической деятельности. Их  заинтересованное участие в воспитательно  – образовательном процессе, необходимого для развития ребенка.      
   - Консультации, родительские собрания. Они способствуют формированию у детей социального опыта, воспитанию привязанности к близким людям.

     Совместно с родителями проведены выставки рисунков: «Моя любимая мама», «Любимые праздники моей семьи», составили фотоальбом «Моя семья», проводили совместные праздники «День именинника», «Мама, папа, я – спортивная семья», «День матери» (Приложение № 11).

     Для молодых родителей проводятся семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и воспитания ребенка: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как и в какие игры играть, как научить детей наблюдать сезонные изменения в природе и др. (Приложение № 12).

         Данные формы работы способствуют формированию уважительных взаимоотношений семьи и воспитателя, проявлению понимания, терпимости и такта в воспитании детей, позволяют родителям ближе познакомиться с воспитывающей и развивающей средой детского сада и группы, с системой работы воспитателя, проявлению интереса к жизни детей.

5.Этап результативный.

     На данном этапе подводятся итоги всей проделанной работы. Диагностическая карта для детей среднего и старшего дошкольного возраста включала в себя объём знаний и представлений по трем разделам:

   1. «Мир природы, города, края»
   2. «Моя семья»
   3. «Мой любимый город».

     Выявлялись знания в 3 уровнях: высокий, средний, низкий. Диагностические данные исследовались в начале и в конце учебного года. Для выявления эффективности данной системы работы проводилась сравнительная диагностика, с участием детей параллельной группы, занимающихся по программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.

      Сравнительный анализ знаний детей среднего дошкольного возраста, занимающихся по системе работы «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром родного края» за 2010 – 2011 учебный год показал, что уровень знаний по разделам:

   1. «Мир природы, города, края» выше на 18 %, чем у детей занимающихся по традиционной программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.
   2. «Моя семья» выше на 22 %, чем у детей занимающихся по традиционной программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.
   3. «Мой любимый город» выше на 29%, чем у детей занимающихся по традиционной программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.

В мониторинге участвовало 19 детей.

      Сравнительный анализ знаний детей старшего дошкольного возраста, занимающихся по системе работы «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром родного края» за 2011 – 2012 учебный год показал, что уровень знаний по разделам:

1. «Мир природы, города, края» выше на 19 %;
2. «Моя семья» выше на 29 %;

3. «Мой любимый город» выше на 30%, чем у детей занимающихся по традиционной программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.

В мониторинге участвовало 19 детей.

         Заключительная сравнительная диагностика показала, что знания детей, занимающихся  по данной системе работы, более глубокие, систематизированные. Дети лучше овладевают позитивными образцами поведения в природе и в обществе, интерес к природе родного края, к людям их окружающим высокий (Приложение № 13).

   Данная работа нашла горячий отклик со стороны родителей. Викторина, проведенная на заключительном этапе, показала, что родители активно включились в воспитание у детей любви к родному краю, вместе с детьми обобщили и уточнили свои знания. Кроме того, данная работа имела ещё один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.

Заключение.

       Проблема  нравственно- патриотическое воспитание дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна. Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной жизни. Мои воспитанники гораздо больше, нежели раньше, знают о себе и своей стране, больше видят, над большим задумываются, обращают внимание на те стороны нашей жизни, которых раньше просто не замечали, стали ответственнее.

      В результате исследовательской работы мной сделаны следующие выводы:

1. Проблема формирования патриотического воспитания у детей, всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем формирования личности ребенка. На эту проблему оказывает влияние общественно-политическое устройство человеческого общества, его функционирование и развитие под воздействием различных факторов.

2. Процесс ознакомления ребенка с родным городом, с его достопримечательностями, заводами, парками,  памятниками – сложный процесс. Чтобы он был эффективен, необходимо соблюдать ряд условий. К таковым относятся сотрудничество взрослого и ребенка, когда ребенок активно воспринимает знания, умения и навыки, а воспитатель, ориентированный определить педагогические условия воспитания любви к родному городу у дошкольников, признающий патриотическое воспитание в качестве объекта исследования, является его партнером, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь, доброжелательно и ненавязчиво руководящий ребенком, становясь посредником между ним и социальной действительностью; создание положительной атмосферы в группе, когда между детьми складываются положительные взаимоотношения дружбы, поддержки, заботы, общения, уважения к друг другу.

3 Анализ основных показателей свидетельствует об эффективности педагогического исследования. В значительной мере повысился уровень представлений дошкольников о родном городе, стране, праздниках и традициях семей. У детей расширились представления о жизни (людях и местах) за пределами детского сада.

         Работу в данном направлении я продолжаю вместе с детьми и родителями. Планирую организовать деятельность по возрождению семейных традиций, обычаев.

      В перспективе - разработка проекта «Красная книга» - о редких животных и растениях нашего края, организация природоохранной акции «Береги деревья»,  проведение совместно с родителями  выставки рисунков и макетов «Город будущего».        

      Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

       Надеюсь, что мои воспитанники вырастут не «Иванами, непомнящими своего родства, а продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины».

Привет тебе, мой край родной,
с твоими темными лесами,
с твоей великою рекой,
и неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
герой труда неутомимый,
среди зимы и в летний зной
привет тебе, мой край родной!