РОСИНКА - Дидактические игры

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска


Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. 
Комплекс предлагаемых дидактических игр поможет развитию зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста. Это необходимо, актуально, сегодня в связи с необходимостью улучшения общего развития ребенка, для того чтобы помочь ему лучше усвоить социальные знания и подготовиться к обучению в школе. Факты, отражающие, Государственную политику в жизни человека также подтверждают эту необходимость: 
1. «Закон об образовании» говорит о необходимости создания условий для успешного, качественного обучения; 
2. «Конвенция о правах ребенка» говорит о необходимости полноценного психического развития и подготовки ко школе, а также воспитания всесторонне развитой личности. 

Описание содержания дидактических игр 
на развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста. 

Дидактические игры первого этапа: 

1. « Кому что нужно для работы» 

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о профессиях и орудиях труда необходимых каждой из них. 
Игровое правило: За определенное время правильно разобрать картинки или предметы по темам. 
Игровые действия: Поиск, складывание картинок или предметов по темам. 
Ход игры: В садик пришла посылка с картинками или новыми игрушками для игр детей. Открыв посылку, дети определяют, что это предметы необходимые для работы людям разных профессий. Но в дороге все они перепутались и необходимо, разобрать предметы по соответствующим профессиям. 
Количество профессий и орудий труда может быть разным. ( 8 – 10). 

2. « Создай образ» 

Дидактическая задача: Упражнять в запоминании геометрических фигур и изображении этих фигур с помощью жестов и поз. 
Игровое правило: Изображать геометрические фигуры с помощью только жестов и поз. 
Игровые действия: Запоминать геометрические фигуры, изображать их с помощью жестов и поз. 
Игровой материал: В актовом зале развешены картины или расставлены игрушки изображающие диких животных. 
Ход игры: Предложить детям отправится в заповедник, понаблюдать за дикими животными. Громко разговаривать там нельзя, животные могут испугаться. 
Для передачи информации детям предлагается запомнить условные слова, зашифрованные в геометрические фигуры. В процессе запоминания дети должны изображать позой, жестом каждый из предметов (геометрические фигуры расположены в ряд, от 8 до 10фигур). 
Как « стирающий» фактор можно использовать прослушивание аудиозаписи с голосами леса. 
Гуляя по заповеднику, дети делятся впечатлениями с помощью зашифрованных слов – фигур, изображая их позами и жестами. 
2 вариант: в горах, когда находишься в зоне видимости, но не слышишь товарища; то же отделочники на высотном здании. 


Дидактические игры второго этапа: 

1. « Не забудь картинку» 

Дидактическая задача: Упражнять в запоминании геометрических фигур, расположенных, на каждой картинке по разному; находить по памяти парную картинку или собирать узор по памяти. 
Игровые правила: Находить в окружающей обстановке «номер» (набор геометрических фигур) гаража, такой же, как у машины, уметь доказать их сходство. 
Игровое действие: Поиск знакомых «номеров». 
Ход игры: Заранее подготавливают несколько парных карточек (номеров) для машин и гаражей. 
Воспитатель объясняет детям, что они будут играть в подвижную игру « Автомобили». 
Но сегодня каждый автомобиль получит свой номер ( карточка на веревочке, одевается нашею). Нужно его хорошо запомнить, для того чтобы после игры поставить машину в свой гараж, с таким же номером. 
-- Сегодня дождливая погода, дороги очень грязные. Грязь так и летит из под колес на номер. 
Во время игры номера переворачиваются (забрызгиваются грязью). Детям предлагается найти свой гараж, с тем же номером как у машины. 
-- Номер невидно его « спрятала» грязь. Постарайтесь вспомнить свой номер машины и вы найдете свой гараж. 
2 вариант : Сильный ветер перепутал цифры (геометрические фигуры) на номере гаража, нужно его восстановить. 

2. « Нарисуй правильно схему» 

Дидактическая задача: Упражнять в умении удерживать в памяти рисунки и их образы, воспроизводить их по необходимости в ходе игры. 
Игровые правила: Запоминать необходимые схемы, правильно их воспроизводить. 
Игровые действия: Запоминание, воспроизведение, преодоление препятствий.
Игровой материал: Карточка№1 с изображением картинок и схем, карточка№2 с изображением только картинок, кубы – модули или любое физоборудование, для полосы препятствий, наушники. 
Ход игры: Детям предлагают поиграть в разведчиков. Разбившись на группы по два человека – распределяют роли (радист, связной). Все группы, перед выполнением задания, знакомят с шифровальной таблицей (карточка с изображением картинок и схем). 
Радисты уходят ждать связных в условленное место (конец полосы препятствий). Связные получают «информацию» (карточка№1 на которой обведены 7 – 10 изображений). С собой «информацию» нести нельзя, нужно запомнить. 
Преодолев полосу препятствий связной зарисовывает запомненные схемы. Радисту необходимо расшифровать схемы (найти на карточке№2 соответствующие рисунки) и передать информацию в «Центр». 
Играющие дети меняются ролями. 
2 вариант: Внести соревновательный элемент – кто из пар быстрее и точнее передаст информацию. 

3. « Поможем маме» 

Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого из отдельных частей. 
Игровое правило: Правильно собирать из частей целое. 
Игровые действия: Поиск, складывание частей целого. 
Игровой материал: Рамки – вкладыши Монтессори, из них собираются вазы. 
Ход игры: Роль мамы может исполнять воспитатель или любой желающий ребенок. 
Детям объясняют, что их маме нравятся красивые вазы. Их у нее много. Вазы рассматриваются. (вазы расставляются там, где есть опора напр. мольберт, полка). Затем детей отвлекает « стирающее» событие: приходит гость или начинается мультфильм. В это время кот – шалун роняет вазы. Мама огорчается. Детям предлагается порадовать маму, собрать и «склеить» вазы. 
Как усложняющий момент можно предложить то, что при падении кусочки ваз перемешались. 

4. « Кодовый замок» 

Дидактическая задача: Упражнять в запоминании узора, в воспроизведении его по памяти. 
Игровое правило: Входная дверь откроется в том случае, если правильно набран код замка. 
Игровые действия: Запомнить узор, воспроизвести узор по памяти. 
Ход игры: Проводится, как часть любой сюжетной игры, где в сюжете необходима дверь. 
Напр. в сюжетной игре «Дом», перед уходом ребенка на прогулку (школу, магазин и т.п.) мама знакомит его с новым кодовым замком. Объясняет, что если забыть код дверь дома не откроется. С внутренней стороны двери висит схема кода (карточка с узором, состоящим из разноцветных кругов), с наружной – магнитная доска с набором разноцветных магнитов. 
Возвращаясь с прогулки ребенку необходимо вспомнить и «набрать» правильный код замка. 
Карточки с рисунком кода можно менять, так же увеличивать количество кружков. 

Дидактические игры третьего этапа: 

1. «Заколдованный мешочек» 

Дидактическая задача: Упражнять детей в различении предметов на ощупь по форме, материалу. 
Игровое правило: Не подглядывая в мешочек найти необходимый предмет. 
Игровые действия: Поиск в мешочке определенного предмета. 
Игровой материал: Мешочек с разнообразными мелкими игрушками и пластмассовыми фруктами (по возможности настоящие). 
Ход игры: «Дед Мороз оставил (прислал) для малышей мешочек с игрушками. Эти игрушки нужно отдать в ясельную группу, когда туда придут новые детишки. Но это будет еще не скоро. 
Баба Яга решила снова повредничать и подложила в мешок свежие фрукты (овощи). Фрукты от долгого хранения портятся, испортятся и игрушки. Мешочек она еще и заколдовала, если его открыть, то все исчезнет». 
Детям предлагается осторожно, не заглядывая в мешочек, на ощупь достать все фрукты (овощи). 
После того, как все фрукты будут извлечены и мешок расколдован, расспросить детей, какие, по их мнению, в мешочке лежат игрушки. После ответов сравнить их с содержимым мешочка. 

2. « Гуляем по поселку» 

Дидактическая задача: Закреплять знания о родном поселке, о расположении его основных строений. 
Игровое правило: За определенное время правильно зарисовать или построить основную улицу поселка. 
Игровые действия: Строительство основной улицы поселка. 
Ход игры: Перед проведением игры с детьми проводится целевая прогулка по поселку. После прогулки дети совместно с воспитателем составляют план – схему улицы поселка, отмечают основные строения. 
Схема вешается в групповой комнате. Несколько дней спустя схему, для проведения игры, дают в среднюю группу. 
В группу приходят гости ( новые игрушки). Им все интересно посмотреть и садик, и все, что есть рядом с садиком. 
На улице уже темно и ничего не видно. Схемы тоже нет. Детям предлагается построить улицу из строительного материала. 
После окончания строительства дети вместе с игрушками «гуляют» по поселку и знакомят гостей с теми строениями, которые есть на главной улице. 
2 вариант: схема детского сада, схема участка детского сада. 

3. « Магазин» 

Дидактическая задача: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию. 
Игровое правило: Мама покупает игрушку, если о ней хорошо рассказал ребенок, и она её узнает. 
Игровые действия: Считалкой выбирают того, кому будут покупать игрушку; описание игрушки. 
Ход игры: В магазин привезли новые игрушки. Детям мама сможет купить игрушку в том случае если ребенок хорошо, подробно его опишет (сам предмет не называется) и она сможет узнать ее в магазине. Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников.

Составление рассказа по картинкам. Перед ребенком в беспорядке кладут 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так. Затем предлагается составить рассказ по картинкам.

Понимание грамматической конструкции предложений.

“Наташа пошла гулять после того, как полила цветы”.- Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы?

“Через много лет Сереже будет немного больше лет, чем Саше сейчас”. – Кто старше? (Саша).

Узнавание предметов по заданным признакам.

Назови предмет, про который можно сказать:

желтый, продолговатый, кислый;
продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

Какой предмет обладает следующими признаками:

пушистый, ходит, мяукает;
гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

Кто или что может быть:

высоким или низким;
холодным или горячим;
твердым или жидким;
узким или широким.

Какому времени года соответствует следующее описание:

"День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда."

Сравнение двух или более предметов.

  • Чем похожи эти слова:
    • кошка, книга, крыша;
    • число, весло, кресло;
  • Назовите общие признаки:
    • яблока и арбуза;
    • кошки и собаки;
    • стола и стула;
    • ели и сосны;
    • голубя и дятла;
    • ромашки и гвоздики.
  • Чем отличается:
    • ручка от карандаша;
    • рассказ от стихотворения;
    • сани от телеги;
    • осень от весны;
    • дерево от кустарника;
    • лиственное дерево от хвойного дерева.

Подобрать к каждой картинке из первого ряда соответствующую картинку из второго ряда. По каждой получившейся паре составить предложение.

В первом и втором ряду по 5 картинок:

удочка

цветок

ключ

топор

отвертка

ваза

дрова

замок

рыба

 

К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

Пример: стрелка – часы; колесо - ?

Стрелка – это часть часов, значит к слову “колесо” можно подобрать слово “машина”, потому что колесо – часть машины.

колесо – круг, ковер - ?
белка – дупло, медведь - ?
магазин – продавец, больница - ?
день – обед, вечер - ?
охотник – ружье, рыбак - ?
слово – буква, дом - ?
лес – деревья, поле - ?
палец – кольцо, ухо - ?
море – капля, толпа - ?
цветок – бутон, листок - ?

Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.

ночник, торшер, свеча;
слива, яблоко, персик;
брюки, шорты, юбка;
корова, лошадь. Лев;
елка, береза, сосна;
картофель, морковь, огурец;
петух, гусь, воробей;
коза, свинья, корова.

Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба антонима.

  • покупать –
  • открывать –
  • помнить –
  • встречать –
  • толстый –
  • мелкий –
  • полный –
  • знаменитый –
  • голодный –
  • брать -

К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним. С каждой парой слов составить предложение.

Пример: умный друг – глупый враг.

тихий плач –
радостная встреча –
вспомнить радость –
светлый верх –
темное прошлое –
слабый мороз -

Логические задачи:

  • Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?
  • На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
  • Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?
  • Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?
  • На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
  • Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?
  • Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?

Наиболее полно и связно объяснить, в чем неясность, неправдоподобность ситуации.

по рисунку

  • по изложенному в стихотворении:

Сел воробушек на дом,
Провалилась крыша.
Под березою с котом
Пляшут польку мыши.
Рыбка с мостика нырнула, 
Вскрикнула и утонула. 
Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала,
Возле речки, ну дела,
Серого обогнала!
Сидела кошка в птичьей клетке,
А птичка съесть ее хотела,
Но кошка прыгнула на ветку
И, прочирикав, улетела.

Подробно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений.

  • ваза хрустальная, а стакан легкий;
  • зебра полосатая, а леопард злой;
  • холодильник белый, а ковер мягкий;
  • огурец зеленый, а яблоко растет на дереве.

“Отвечай быстро”. Цель - упражнять в классификации, сравнении, обобщении; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.

Таблица, разделенная на 9 клеток.

В каждой клетке изображены птицы или животные: в первом ряду – воробей, голубь, дятел; во втором – оса, лиса, стрекоза; в третьем – волк, бабочка, снегирь.

Вопросы по таблице:

  • Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?
  • Сколько всего птиц в таблице? Назови их.
  • Кого больше зверей или насекомых?
  • На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице?
  • Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован?
  • Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего?

Игры и игровые упражнении дают педагогу и родителям возможность проводить занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.

Для того, чтобы помочь ребенку не чувствовать себя «белой вороной» и неумехой, родителям следует ответственно отнестись к процессу предшкольной подготовки и не полениться позаниматься с ребенком, либо найти время и деньги, чтобы поручить это профессионалам – подготовительным курсам (лучше при школе, в которую вы планируете поступать), учреждениям раннего развития ребенка или частным педагогам и психологам. Основные моменты, на которые вам следует обратить внимание при подготовке ребенка, это: – развитие общего кругозора (лучшими способами расширить горизонт познаний ребенка являются беседы с ним «о жизни», чтение книг и их обсуждение); – изучение букв и цифр, геометрических фигур и цветов, понятий право/лево, большой/маленький, широкий/узкий и т.д.; – по возможности – формирование умения читать (хотя бы по слогам) и считать (хотя бы в пределах 10); – обязательное развитие мелкой моторики, то есть – занятия на развитие ловкости кистей и пальчиков. Это необходимо как для развития умения писать, так и для развития речи (оба эти центра «сцеплены» в структуре детского мозга). То есть необходимо побольше рисовать, лепить, работать с конструктором, уметь манипулировать с мелкими предметами типа бусинок, монеток, спичек, зубочисток, из них можно выкладывать картины и аппликации, нанизывать их в бусы – все это развивает также внимание и усидчивость; – тренировка памяти – то есть заучивание стишков и песен (кроме того, что это поможет блеснуть на утреннике, такая привычка сослужит добрую службу и в школе); – тренировка умения анализировать, классифицировать – то есть просить ребенка структурировать историю, выявить, что случилось сначала, что потом (причинно-следственные связи), уметь собрать из частей картинки целое, разложить предметы по какому-либо признаку. Однако следует помнить, что обученность ребенка не тождественна его способностям и психической зрелости. Более того, обученность – не синоним также и высокой познавательной активности ребенка, ведь нередко родители воспринимают свое чадо как некий «сосуд», который следует наполнить знаниями, а не как факел, который надо зажечь. Подходы эти принципиально разные – если выбран первый, ребенок занимает в процессе «обучения» пассивную позицию и в первом классе выясняется, что при широком диапазоне «вложенных» в него знаний его собственная готовность и желание учиться близки к нулю. Начинаются претензии родителей к учителю: «как же так, ведь он у меня такой умный!» Но ребенок, как выясняется, ничего не может и не хочет делать по собственной инициативе – поэтому весь его багаж знаний так и лежит «мертвым грузом», не принося пользы его владельцу… Кроме того, хорошо считающий мальчик или же девочка, рассказывающая стихи страницами, могут быть, что парадоксально, к школе готовы слабо, если обладают низким уровнем психологической, личностной зрелости и коммуникативной (социально-психологической) готовности к школе. То есть, помимо запаса знаний, ребенку необходимо также: – обладать и коммуникативными и социальными навыками – то есть уметь общаться, понимать и главное применять в повседневной жизни морально-нравственные нормы, принятые в обществе, где он живет; – не бояться вступать в контакты со взрослыми и сверстниками; – уметь отстаивать свою позицию цивилизованными методами и не проявлять неуместной агрессии – или, напротив, излишней боязливости и робости; – осознавать смысл процесса обучения в школе, понимать, что дает получение знаний, каков порядок учебы в школе; – уметь подчиняться установленным правилам, знать, что такое дисциплина и понимать ее необходимость; – иметь положительную мотивацию, желание учиться; – уметь целенаправленно и по своей инициативе работать над заданием, организовывать, планировать свои действия и отвечать за их последствия (к примеру, самостоятельно собирать свой портфель и следить за выполнением домашних заданий: если вы с первого класса возьмете это на свои родительские плечи, то с вероятностью 70% эта обязанность останется на них до выпускного бала); – иметь позитивное отношение к самому себе. Важно помнить, что помимо готовности головы не менее важна и готовность тела: нагрузка на иммунитет в первый школьный год будет серьезной, поэтому в последнее лето перед поступлением в 1 класс было бы здорово помимо учебы заняться и физической подготовкой. Ребенку необходимо много движения (в идеале – занятия в спортивной секции, которые дают помимо здоровья также и дисциплинарные навыки), свежий воздух, полноценное питание. Если у малыша есть нарушения здоровья, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом и получить рекомендации относительно коррекции состояния и организации процесса обучения (возможно, придется даже выбрать специальную школу). Ребенок должен быть и по возрасту готов к учебе: имейте ввиду, что в школы с углубленным изучением предметов принимают детей седьмого и восьмого годов жизни, в обычную школу – не ранее 6 лет и 6 месяцев на 1 сентября. Ребенка моложе шести с половиной лет можно определить в специальное учреждение, где установлен особый режим (сон и динамическая пауза после второго урока) и обеспечены условия для его соблюдения, – то есть в начальную школу-детсад. Это установлено санитарными правилами, утвержденными в 1999 году. А о резонности этих требований я уже писала в статье об оптимальном возрасте первоклассника. Итак, вооруженные всеми этими знаниями, вы легче осилите дорогу к школе. Однако помните: самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе. Удачи!

Как подготовить ребёнка к школе?

- беседовать о жизни, читать книги и обсуждать их; 
- изучать буквы, цифры, формы, противоположные понятия; 
- научить считать до десяти; 
- научить читать; 
- развивать мелкую моторику (рисовать, лепить, конструировать, нанизывать бусины, делать аппликации, 
- развивать внимание и усидчивость; 
- развивать память (учить песни и стихи, делать специальны задания в пособиях, играть в игры для развития памяти); 
- учить анализировать (найти связь начала истории и её конца), придумывать рассказ по картинкам.