РОСИНКА - Консультация для родителей музыкальное воспитание в семье.

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска

Как  воспитывать  музыкальное  восприятие  у  ребенка  в  семье?  Как  пробу-дить  у  него  интерес  к  музыке,  эмоциональное  отношение  к  ней,  умение  не  только  слышать,  но  и  слушать?  К  сожалению  многие  родители  еще  считают,  что  забота  о  музыкальном  воспитании  правомерна  по  отношению  одаренных  детей,  проявляющих  самостоятельное  влечение  к  музыке,  а  если  ребенок  не  испытывает  интереса  к  ней,  то  и  приобщать  его  к  музыке  совсем  необяза-тельно.

   Но  каждому  родителю  нужно  помнить,  что  детей  невосприимчивых  к  музы-ке  нет,  каждый  нормальный,  здоровый  ребенок  всегда  эмоционально  реаги-рует  на  нее.  К  тому  же  главным  является  не  само  по  себе  обучение  музыке, а  воздействие  музыкой  на  общее  развитие  и  духовный  мир  ребенка.

   Педагог,  Павел  Шивещ  из  Югославии  сказал:  "Моцарт  может  жить  в  каж-дом!".  Это  верно.  От  взрослого  зависит  то,  чтобы  ребенок  подружился  с  Мо-цартом,  Чайковским,  Бетховеном,  Прокофьевым.  Если  ребенок  с  раннего  воз-раста  находится  в  благоприятном  музыкальном  окружении,  то  это  не  может  не  обогащать  его  духовный  мир,  делать  его  чувства  благородными,  глубо-кими,  отзывчивыми.

   Чем  больше  и  чаще  дети  слушают  музыку  и  песню,  тем  ближе  становятся  для  них  музыкальные  образы.  Музыка  становится  их  постоянным  спутником  в  жизни.  Дети  учатся  понимать  и  любить  музыку.

   Чем  раньше  ребенка  приобщают  к  музыке,  тем  успешнее  идет  его  разви-тие  в  музыкальном  отношении.  Дети,  посещающие  детский  сад  увлеченно  занимаются  пением,  слушают  музыку  на  музыкальных  занятиях.

   Родители  должны  интересоваться,  чему  учат  ребенка  на  музыкальных  за-нятиях  в  детском  саду.  Важно  вызывать  у  него  желание  и  дома  петь  те  песни,  которые  он  учил  в  детском  саду.  Интерес  родителей  к  музыкальной  деятельности  детей  в  детском  саду  содействует  развитию  у  ребенка  огром-ного  желания  активно  принимать  участие  в  этой  деятельности,  воспитывает  любовь  и  интерес  к  музыке. 

   В  семье  наиболее  доступным  средством  приобщения  детей  к  музыкаль-ному  искусству  является  слушание  музыки,  которое  развивает  у  ребенка  эмоциональную  отзывчивость,  вырабатывает  художественный  вкус,  способ-ствует  формированию  эстетических  идеалов,  помогает  понимать  прекрасное  в  жизни.  В  ребенке  будет  воспитан  культурный  уровень  в  том  случае,  если  музыка  рано  входит  в  его  жизнь,  если  ребенок  с  малых  лет  "встречается"  с  песней,  инструментальной  музыкой.  Если  в  семье  любят  и  понимают  музыку  и  такое  же  отношение  к  ней  стараются  передать  ребенку,  тогда  и  он  начи-нает  понимать  и  любить  ее.

   Самым  доступным  средством  является  аудиозапись.  Слушая  запись,  дети  учатся  различать  характер  музыкальных  произведений,  у  них  накапливается  багаж  музыкальных  впечатлений.  Хорошо,  если  слушание  музыки  связывается  с  событием,  впечатляющим  для  ребенка.  Например,  посещение  цирка  созвуч-но  слушанию  пьесы  "Клоуны"  Кабалевского,  "Смелый  наездник"  Шумана.  Эти  встречи  со  знакомыми  музыкальными  образами,  увиденными  в  жизни,  зак-репляют  у  него  стойкий  интерес  к  музыке.  Теперь  ему  полезно  дать  послу-шать  новую  музыку,  чтобы  он  попытался  в  ней  услышать  сам,  о  чем  она  рассказывает,  какие  чувства  и  настроения  несет  в  себе.

   Нельзя  давать  сразу  много  произведений  для  слушания,  а  также  принуж-дать  ребенка  помимо  его  воли  слушать  музыку.  Это  вызывает  сопротивление  и  нежелание  слушать  музыку.

   Большие  возможности  в  эстетическом  воспитании  детей,  в  приобщении их  к  музыке  дают  радио  и  телевидение.  По  радио  организуются  циклы  передач,  концерты  для  детей.  В  результате  слушания  этих  передач  у  детей  расширя-ется  кругозор,  накапливается  репертуар  любимых  песен,  пьес,  исполнение  которых  в  радиопередачах  выразительное  и  художественное.  Дети  с  удоволь-ствием  слушают  такие  радиопередачи. Это  понятно:  они  доступны,  интерес-ны  своим  содержанием,  динамичностью,  яркостью,  образностью.  Но  слуша-ние  радиопередач  трудно  тем,  что  оно  не  подкрепляется  зрительными  обра-зами.  Поэтому  для  маленького  слушателя  надо  создать  обстановку,  помога-ющую  ему  сосредоточиться,  не  отвлекать  его  разговорами,  шумом,  допол-нительными  пояснениями.  Пусть  вслушивается,  сосредотачивается,  вдумывает-ся.

   Дети  с  удовольствием  смотрят  телевизионные  передачи,  встречаясь  с  люби-мыми  сказками,  со  сказочными  героями,  куклами  любимых  игрушек.  

   Голубой  экран  позволяет  ребенку  познакомиться  со  многими  событиями,  явлениями  окружающей  жизни,  с  людьми  труда,  героями.  большое  познава-тельное  значение  для  детей  имеют  такие  передачи,  в  которых  дети  слышат  рассказ  о  композиторе,  о  музыке  и  музыкальных  инструментах,  о  характере  музыкальных  произведений,  в  которых  дети  знакомятся  с  элементарными  средствами  музыкальной  выразительности.  Это  способствует  музыкальному  развитию  ребенка.  Во  время  этих  передач  нужно  помочь  ребенку  понять  трудное,  повторить  то,  что  он  не  расслышал  или  недопонял.  Эти  передачи  увлекают  молодого  зрителя  тем,  что  он  часто  видит  на  экране  своих  свер-стников,  приглашенных  в  телестудию.  С  живым  интересом  смотрят  малыши  по  телевидению  выступления  детей  детского  сада,  где  дети  поют,  танцуют,  читают  стихи,  играют  в  детском  оркестре.

   Телепередачи  требуют  воспитания  культуры  и  умения  смотреть  и  слушать.  Просмотр  передач  должен  быть  специально  организованным,  а  не  служить  фоном  к  еде,  игре  и  другим  занятиям.  Это  не  может  быть  "между  прочим" - такой  просмотр  приносит  только  вред:  вырабатывается привычка  рассеянного  внимания,  снижается  интерес  к  музыке,  пропадает  желание  слушать  ее,  тем  более  слушать  до  конца.  И  главное - много  и  часто  проводить  время  у  теле-визора  недопустимо.  Это  вредно  для  здоровья,  перенасыщает  ребенка  впе-чатлениями,  приучает  его  к  поверхностному  восприятию.

   Глубоко  осмысленные  передачи  готовят  детей  к  посещению  музыкальных  театров,  лекториев  детской  филармонии.  Уже  с  детьми  дошкольного  возраста  можно  посещать  музыкально - танцевальные  спектакли,  сказки  в  постановке  "Драматического  театра".