РОСИНКА - Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска

        Актуальность работы. В детской психологии хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Если чувство ритма несовершенно, замедляется развитие слитной речи. Слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками, а в дальнейшем и способность к творческой самореализации.

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт многих дошкольных учреждений, а также исторический опыт свидетельствуют о том, что музыкальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности и формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. Содержание музыкальной деятельности определено в Федеральном государственном  образовательном стандарте дошкольного образования. В него входит «восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, игра на детских музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения». Целевые ориентиры музыкального развития предполагают, что ребёнок 6-7 лет проявляет самостоятельность в исполнении музыки разными способами (пение, танец, элементарное музицирование). Способен к самостоятельному, сольному исполнению. Использует музыку для передачи собственного настроения. Делает первые попытки элементарного сочинительства музыки. Включает музыку в жизнедеятельность. Способен комбинировать и создавать элементарные собственные фрагменты мелодий и танцев. Проявляет самостоятельность в создании музыкальных образов - импровизаций.

Система ритмического воспитания, основанная швейцарским педагогом Э. Жаком – Далькрозом получила широкое распространение ещё в начале ХХ века. Его метод сводился к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, ритмичность, пластичную выразительность движений. В основу системы Далькроза положено понятие ритма как универсального начала. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. В нашей стране система ритмического воспитания разработана Н.Г.Александровой, Е.В.Кононовой. Специальные исследования проведены Н.А. Ветлугиной, А.В.Кенеман, Б.М. Тепловым. По мнению психолога Б.М. Теплова восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения…». Программа «Ладушки», авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева, является оригинальной разработкой системы музыкальных занятий с дошкольниками. В основе их разработок – идея об интеграции движения и его перцепции в эмоционально окрашенной и субъективно значимой для ребёнка игровой деятельности.

Изучив опыт ведущих педагогов – музыкантов, проанализировав результаты диагностического обследования, возникли предпосылки к проблеме: слаборазвитое чувство метроритма воспитанников, недостаточно хорошо развитая речь и координация движений,  позволили спланировать дальнейшую работу по данной теме.

Цель  работы: Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Задачи:

- развивать музыкально-сенсорное восприятие ритмических отношений музыкальных звуков;

-  развивать дифференцированное восприятие музыки и движений;

-  формировать умение воспроизводить  ритмические отношения музыкальных звуков;

-  способствовать развитию умения соотносить ритм движений с ритмом музыки;

- формировать умение исполнять простые ритмические рисунки на детских шумовых и музыкальных инструментах;

- побуждать детей в процессе слушания музыки к вокальным, пластическим и инструментальным музыкально-ритмическим импровизациям;

- воспитывать интерес к музыкально – ритмической деятельности.

В поиске средств решения задач, был сделан вывод, что процесс усвоения ритмической структуры можно улучшить и ускорить при обучении детей игре на музыкальных инструментах в игровой форме. Так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, то данный подход способствует реализации следующих педагогических функций: познавательной, креативной, эстетической, коммуникативной. Основными принципами, которые легли в основу исследования стали: • Принцип преемственности и взаимосвязи, который ведёт детей от простейших заданий к достаточно сложным и творческим. • Принцип психологической комфортности, т.е. создания особой предметно – развивающей среды, обеспечивающей условия для эффективного образовательного процесса. • Принцип интегрированного подхода. Работа велась в течение трёх лет с детьми разного дошкольного возраста, с разным уровнем музыкальных способностей и возможностей.

 

  1. Развитие чувства ритма - основа музыкального воспитания.

Основная задача музыкального воспитания – это развитие музыкальности, музыкальной культуры. Ядро музыкальности образуют три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально – слуховые представления и чувство ритма.

 Слово ритм применяется по отношению к самым разнообразным случаям и имеет очень широкое распространение. Говорят о стихотворном ритме, о ритме прозы, о ритме спектакля; мало того, говорят о ритме сердца, дыхания и других органических процессов; говорят даже о ритме по отношению к смене времен года, дня и ночи и т.д. Ритм, в отличие от других важнейших элементов музыкального языка – гармонии, мелодики, принадлежит не только музыке, но и другим видам искусств – поэзии, танцу…

Среди определений ритма можно наметить три основные группы:

  1. В самом широком понимании ритм — временная структура любых воспринимаемых процессов, образуемая акцентами, паузами, членением на отрезки, их группировкой, соотношениями по длительности и т. п.
  2. Ритм речи в этом случае — произносимые и слышимые акцентуация и членение, не всегда совпадающее со смысловым членением, графически выражаемым знаками препинания и пробелами между словами.
  3. В музыке ритм — это её распределение во времени — последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты (ритмический рисунок в отличие от мелодического). Идеал ритма — точно повторяющиеся колебания маятника или удары метронома. Чаще речь признаётся ритмичной лишь в стихах (где имеется определённый порядок чередования слогов, ударных и неударных или долгих и кратких),

Ритмичными можно назвать те движения, которые при восприятии вызывают своего рода резонанс. Для этого необходимо, с одной стороны, чтобы движение не было хаотичным, имело бы определённую воспринимаемую структуру, которая может быть повторена, а с другой стороны, чтобы повторение не было механическим. Все процессы в природе и в организме человека происходят в определенном ритме. Б.Теплов указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. При слушании музыки, у человека возникает интуитивная потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме. Воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности. Важно и воспитание чувства темпа, тесно связанного с равномерностью метрической пульсации. Традиционно первоначальное освоение ритма предлагалось осуществлять зрительно или, точнее, умозрительно - через деление на части: целая - две половинные - четыре четверти и т. д. Современная методика предлагает гораздо более продуктивный способ, с учетом психологии дошкольного возраста. Этот путь - освоение метроритма через движение, ходьбу, простукивание.

Основоположником современной теории ритмического воспитания явился швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865-1950), который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить. Его продолжателем стал немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982). В Зальцбурге он стал одним из создателей института, разрабатывающего проблемы детского музыкального воспитания «Моцартеума» или Академии музыки и изобразительного искусства туда входит Институт К.Орфа. Большое внимание К.Орф уделял ритмическому воспитанию, основой которого становятся движение, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входят гимнастические упражнения, которые способствуют развитию чувства ритма через динамику движений. Для выработки чувства ритма используется также метод «вербального эквивалента», т.е. усвоения ритмов через звучащее слово: воробей, кошечка и т.д. Материалом могут служить цвета, имена и другие близкие детям слова.

             До овладения игрой на музыкальных инструментах, элементарное музицирование начинается с использования природных «инструментов» - рук и ног. К.Орф вводит в урок так называемые «звучащие жесты» - хлопки, притопы, шлепки, щелчки. С их помощью дети, разделившись на группы, импровизируют сопровождение к звучащим песням и стихам. Из ритмизованных текстов К.Орф предлагает составлять ритмические рондо, а также исполнять их в виде канонов. Для развития чувства ритма К.Орф использовал игру «эхо», где ритм, заданный педагогом, точно воспроизводится ребенком. При этом допускаются любые сложности, даже еще не пройденные теоретически. Для развития творческого начала и чувства формы, применялась игра «эхо-ответ» или «эхо с продолжением», когда ребенок заканчивает фразу взрослого или прохлопывает вариацию на нее. Исходным материалом «эха» может служить и импровизация ребенка.

В нашей стране система ритмического воспитания разработана Н. Н. Александровой, Е. В.  Коноровой. Специальные исследования проведены Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман, Б. М. Тепловым.

М.Т.Картавцева считает, что именно дошкольный период является наиболее сентизивным для развития чувства ритма и, если не руководить развитием ребенка, эти спонтанные проявления останутся нереализованными.

Ритм, пульсация, движение, действие – по сути своей характеристики одного и того же. Воспринять и воспроизвести музыкальный ритм можно только на основе чувства ритма, т.е. на основе эмоционального критерия, опирающегося на моторику. Развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей.

Таким образом, для целостного восприятия музыки необходим ритм. Если у человека с детства не развито чувство ритма, он будет неполноценно воспринимать музыку, т.е. у него будет страдать «музыкальная культура».

 

  1. Обучение игре на музыкальных инструментах.

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыке, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению скованности, застенчивости, расширяет музыкальное воспитание. У детей во время игры проявляются индивидуальные черты исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Меня, как и других педагогов, волнуют вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.

Игре на детских музыкальных инструментах в нашей дошкольной образовательной организации уделяется особое внимание. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, наши дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. Было замечено, что у детей улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм. Многим детям игра на ДМИ помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Дети слышат звучание детских музыкальных инструментов и играют сами (в зависимости от возраста) во время различных видов деятельности: пения, музыкально-ритмических движений, развлекательных игр.

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е гг. стал известный музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. Н.А. Метлов провел большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона.

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей раннего возраста. Первые музыкальные впечатления стараюсь дать ребятам в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда (погремушки, ложки, кубики). Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.

Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, барабане, колокольчике. В этом возрасте знакомим детей с металлофоном. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента. Можно использовать образные сравнения, характеристики: нежный (колокольчик), звонкий (металлофон), четкий, стучащий (барабан), а также дидактические игры на различение детьми тембров музыкальных инструментов. (см. Приложение 1).

В средней группе впервые начинаем обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, приемами игры. Для исполнения на металлофоне вначале берём несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение. Ударив не ту пластинку, ребенок слышит ошибку, старается ее исправить. При разучивании мелодии использую приём чередования игры воспитателя с детским исполнением: запев играет педагог, а ребенок на другом металлофоне – припев, или наоборот. Желательно, чтобы ребенок, усвоив часть или все музыкальное произведение, исполнил его с педагогом (на двух металлофонах).

Занятия по обучению игре на металлофоне проводятся с детьми индивидуально.

Другое важное условие при выборе произведений – строение мелодии. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы для игры трудны детям. Играть мелодии, построенные на одном звуке, нецелесообразно, да и неинтересно детям.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки.

Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее (голосом или на инструменте).

Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает ее в исполнении музыкального руководителя, который сначала поет ее, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет. Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления.

Для игры на ДМИ используются следующие приёмы звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим), направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты – пониже.

Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов.

Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяем моделирование их с помощью больших и маленьких кружочков или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые). Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии,  выкладываем его на фланелеграфе. При этом эффективен прием подтекстовки длительностей: четверти обозначаются слогом «та», а более короткие восьмые – слогом «ти». Широко применяю прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах.

После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на металлофоне, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках. Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, применяются названные приемы: выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры.

Кроме этого, можно воспользоваться «немой» (нарисованной) клавиатурой металлофона: ребенок показывает на ней расположение звуков и под пение «воспроизводит» мелодию.

В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно. Усложнение заданий в процессе работы над освоением ритмического рисунка простейших попевок может, осуществляется в следующей последовательности:

  1. восприятие детьми попевки в исполнении педагога;
  2. выразительное произнесение текста попевки ребёнком;
  3. ритмизация текста с акцентами на сильные доли;
  4. пропевание попевки с одновременным прохлопыванием её ритма;
  5. выбор музыкального инструмента ребёнком и воспроизведение попевки на инструменте;
  6. ансамблевое музицирование с педагогом (педагог исполняет всю фактуру музыкального произведения, ребёнок с помощью ударных инструментов выделяет сильные и слабые доли или весь ритмический рисунок попевки и т.д.).

В качестве репертуара для первоначальных упражнений на освоение ритмических рисунков могут использоваться русские народные попевки («Зайка», «Эхо», «Колыбельная» и др. см. Приложение 2). Первоначальный этап развития чувства метроритма в игре на музыкальных инструментах основывается на репертуаре с простым ритмическим рисунком, включающим четверти и восьмые.

По мере обогащения музыкального опыта ребёнка, включаем в упражнения и более сложные ритмические рисунки (группы шестнадцатых, простейший пунктирный ритм). Подбираем произведения с чётко выраженными музыкальными фразами.

Обучая игре на музыкальных инструментах, учитываем индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

К концу учебного года дети подготовительной группы овладевают практическими навыками игры на нескольких музыкальных инструментах – металлофонах, треугольниках, барабанах, бубнах, трещотках, ложках, колокольчиках, на шумовых  инструментах и т.д. Они знают названия духовых, ударных, струнных и клавишных инструментов, характер их звучания, правила пользования, узнают по звучанию инструмент, и мелодии знакомых песен.

Развивающая среда также обеспечивает музыкально - эстетическое развитие детей. Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах. Музыкально-дидактические игры включаем во все музыкальные занятия, а по мере усвоения переносим их в свободное от занятий время, используем игры на праздниках и развлечениях. Неоценимую помощь оказывают нам в этом музыкальные игрушки и инструменты. Кроме озвученных музыкальных инструментов в группах в музыкальных уголках есть и неозвученные инструменты: балалайки, скрипки, гитары, фортепиано. Играя с ними, дети развивают свое воображение, музыкальную память, творческие способности.

Дети в самостоятельной музыкальной деятельности часто применяют игру на детских инструментах, как озвученных, так и неозвученных. А если инструмент изготовлен своими руками, то играть на нем еще интереснее и приятнее. Так, например, в группе № 7 педагоги придумали «Музыкальный чамоданчик», в котором собраны музыкальные инструменты, изготовленные руками детей и родителей. Дети с удовольствием играют на них в свободной самостоятельной деятельности. (см. Приложение 3)

А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно создаёт радостное настроение, удовольствие от общения со сверстниками, проявление индивидуальности ребенка.

 

 

  1. Формы организации музыкальной деятельности по развитию чувства ритма у дошкольников.

          Решению поставленных задач в немалой степени способствуют формы организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. В своей работе использую сдедующие направления:

С детьми:

  1. Музыкальные занятия – основная форма учебного процесса, где в полной мере развиваются музыкальные способности ребёнка. Занятия строятся с учётом поставленных задач, при этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных методов и приёмов, помогающим детям понять основы музыкальной грамоты. В целях наиболее полной реализации задач использую следующие методы:
  • Наглядно – зрительный
  • Наглядно – слуховой
  • Практический метод
  • Метод интегрированного подхода

        Основной закон детской природы заключается в том, что ребенок нуждается в непрестанной деятельности и утомляется не длительностью, а ее однообразием и односторонностью, поэтому занятия вариативны в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей. Это - музыкально-тематические, доминантные, сюжетно-игровые занятия. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяет поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять её более успешно. Технология объяснения музыкальной игры:

- Ясность и чёткость изложения

- Эмоциональная выразительность

- Использование разнообразных методов воздействия.

 Свою работу по данной теме начала со средней группы. Использовала, в основном, игры с картинками и игры с игрушками. Начинала объяснение игры с беседы, которую обязательно связывала с игровой ситуацией. По ходу игры продолжала объяснять дальнейшие условия, учила прохлопывать ритмический рисунок попевки, используя различные ударные инструменты. Дети передавали ритм на бубне, кубиках, палочках, барабане. При этом учила согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгоняли, не опережали, и не отставали.

Например, дидактическое упражнение «Уточки». Наши уточки с утра: кря – кря – кря (дети либо проговаривают и хлопают в ладоши, либо передают ритмический рисунок на инструментах.) Наши гуси у пруда: га –га – га. (проговаривание слов с ритмической передачей) Наши курочки в окно: ко – ко – ко. (Повторение предыдущей комбинации) Продолжала работать с этой игровой попевкой на следующих занятиях, но задачи усложняла. Дети вначале прохлопывали ритм, а затем выкладывали их на мольберте кружочками. Детям очень нравятся игры с именами (если ребёнок говорил, что мама зовёт его котиком, то следовало проговорить и прохлопать это слово, не забывая о ласковой интонации). В старшей группе музыкально – дидактические игры играют особо важную роль, помогая развить в детях определённые умения и навыки, музыкально – сенсорные способности. В процессе обучения активно использую информационно-коммуникативные технологии. Видео презентации позволяют наглядно и полно преподнести тот материал, который невозможно реализовать в стенах детского сада. Например, не только услышать, но и увидеть музыкантов симфонического оркестра, как выглядят и звучать разные музыкальные инструменты и многое другое.

         2.Индивидуальная работа с детьми. Для лучшего усвоения знаний и отработки навыков игры на инструментах необходим индивидуальный подход.

         3.Проведение утренней гимнастики совместно с учителем – логопедом. Используем приём ритмодекламации с музыкальным сопровождением. (логоритмические упражнения). Игры голосовым аппаратом (глиссандо, свист, цоканье языком и т.д.), вдохи, выдохи, возгласы, игры фонемами, фонемными слогами (ш, х, ф, у, а, шур, дили-дон и др.).

        4..Проведение праздников и развлечений. Практически на каждом утреннике наши дети играют на музыкальных инструментах. Это может быть оркестр, а может быть и музыкальная игра с инструментами, очень нравится детям озвучивать сказки. (См. Приложение 4).

А также наши воспитанники участвуют в различных мероприятиях городского уровня: конкурсе вокального мастерства «Первые шаги» (Некрасова Анна), конкурсе инсценирования песен военных лет, посвящённому 70летию Победы в ВОВ, стали украшением городского конкурса чтецов ансамбль «Ложкари» в 2017г. В рамках формирования представлений у детей о родном крае, традициях русской культуры, проводим праздники народного календаря Кузьминки (в ноябре), ярмарки, Масленицы, Рождество, колядки.

Работа с педагогическим коллективом:

      1.Индивидуальные консультации. Провожу в соответствии с циклограммой, а также по запросу педагогов.

      2.Оформление рекомендаций.

      3.Выступление на педсоветах.

      4.Открытые просмотры (открытые занятия для студентов пед. колледжа).

Работа с родителями:

Большое значение для развития музыкальных способностей имеет тесный контакт с семьёй. Целенаправленная работа с родителями по вопросам музыкального развития планируется таким образом:

  • Включение родителей в педагогический процесс по музыкальному образованию дошкольников с целью повышения качества их музыкального развития в домашних условиях. (Педагогические гостиные «7 волшебных нот», «На кухне с мамой», совместная музыкально – игровая деятельность «В гостях у Трещотки» по ознакомлению и закреплению знаний детей о традиционных и нетрадиционных музыкальных инструментах). (См. Приложение 5).
  • Консультации «Как развивать музыкальный слух у детей», «Музыкальное воспитание в семье»
  • Выпуск советов и рекомендаций: «Как определить музыкальные способности ребёнка?», «Есть ли у него музыкальный слух или чувство ритма?», «Учим ребёнка слушать музыку», «Пойте детям перед сном…»
  • Вовлечение в работу по созданию пространственно – развивающей среды.
  • Помощь в изготовлении костюмов, реквизита, декораций.
  • Совместная деятельность в музыкально-игровых досугах (Подготовка совместно с родителями утренников и развлечений для детей, где роли сказочных персонажей играют родители).
  • Индивидуальные беседы
  • Выступление на родительских собраниях.

Работа по обеспечению педагогического процесса:

      1.Планирование.

      2.Подбор и систематизация нотного материала.

      3.Подбор и систематизация аудио- и видеоматериалов.

      4.Изготовление и подбор пособий и атрибутов.

      5.Разработка сценариев праздников и развлечений.

Повышение педагогического мастерства:

     1.Самообразование.

     2.Работа в творческой группе.

     3.Участие в городских методобъединениях.

     5.Курсы повышения квалификации.

 

  1. Заключение.

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение и чувство ритма.

 Систематическая и планомерная работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах дает возможность не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, но и совершенствовать музыкальный слух. Детское музицирование обогащает ребенка впечатлениями, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик. Музыкальный опыт, который дети приобретают на занятиях, позволяет успешно применять полученные знания в праздниках, развлечениях и, конечно, заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Игра на музыкальных инструментах является важным средством для активизации музыкальной памяти и фантазии, для развития творческого воображения и творческой деятельности детей дошкольников. Как говорил Л.Н.Толстой «музыка – высшее в мире искусство» и я, как музыкальный педагог, призвана помочь детям войти в мир Музыки, понять её законы, приобщиться к её таинствам. Процесс этот бесконечен, как бесконечно и безгранично все музыкальное творчество. Важно его начать, дать ребенку почувствовать, что волшебный мир музыки может принести ему радость, стать понятным и близким.