РОСИНКА - Развитие певческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска


  В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников перед педагогами стоит задача: развивать способность исполнительства, певческий  голос, выразительность пения у детей. Мои наблюдения за пением воспитанников в процессе НОД и в повседневной жизни показали, что детскому исполнительству присуще нарушение мелодичности и напевности звучания, нечёткая дикция. Значительная часть воспитанников приходят в школу из детских садов практически не поющей. Между тем , именно в детском саду на музыкальных занятиях, где обучение длится 4 года, дети к 7 годам могут и должны быть научены достаточно грамотно и красиво петь.
    В практике моей работы проблема развития певческого голоса детей проявилась в том, что дошкольники незначительно использовали певческий потенциал. Как девочки, так и мальчики затруднялись петь в   или низком регистрах, зачастую заменяли громкое пение на крик, а тихое – на шёпот. Трудность была замечена при умении детей правильно голоса ребёнка, поэтому для выявления уровня сформированности показателей певческого голоса разработана диагностика, позволяющая отслеживать динамику развития певческих навыков у дошкольников.

Показатели певческого голоса

Широта
диапазона

Чистое
интонирование

Сила звука

Напевность

Дыхание

Дикция

 

Можно определить три уровня развития певческого голоса:
Высокий – ребёнок понимает и выполняет задание правильно, самостоятельно, используя известную технологию звукоизвлечения, голос имеет ярко выраженную тембровую окраску, активный артикуляционный аппарат, чисто интонирует; дыхание правильное , без шума.
Средний – ребёнок правильно понимает и выполняет задание, действует по словестному указанию, голос имеет ярко выраженную тембровую окраску (сип) , речь внятная, артикуляционный аппарат средней активности, интонирует нечисто, дыхание правильное с помощью педагога.
Низкий - ребёнок затрудняется в выполнении задания с помощью педегога, речь невнятна, вялый артикуляционный аппарат, затрудняется в чистом интонировании мелодии, навык правильного дыхания отсутствует.
    Провела диагностику у воспитанников старшей группы, получились не очень хорошие результаты.  

  высокий- 17%, средний- 74%,
  низкий- 8%

                                                                                             

  Учитывая описанные результаты, стало ясно, что необходимо выбрать эффективные педагогические подходы, при которых детский голос формировался бы более успешно. Широкую возможность для этого представила система занятий с использованием голосовых тренингов, которые заложены в фонопедическом методе развития голоса.
 Работу над этой проблемой осуществляла в три этапа:
    1. Знакомство с новой песней.
    2. Разучивание песни с применением фонопедического метода.
    3. Выразительное пение.
* Первый этап. Знакомство с песней начинаю с выразительного её исполнения. Использую короткое вступительное слово, демонстрирую яркие иллюстрации, объясняю непонятные слова, обращаю внимание на характер, настроение, темп произведения. Характер музыкального произведения нам помогут определить музыкально - дидактические игры: «Музыкальные клоуны», «Солнышко и тучка», «Выбери настроение». При помощи мимики, жестов дети передают настроение песни, можно предложить воспитанникам «нарисовать» музыку мелками или цветными карандашами. На следующем занятии предлагаю узнать песню и сказать название по небольшому фрагменту или подбираю подходящую иллюстрацию.
* Второй этап. Разучивание песни. Предварительно провожу разминку голосового аппарата, показываю, как можно пропеть тот или иной музыкальный фрагмент. Во время разучивания использую более медленный темп , чтобы дети  успевали  пропеть фразы под музыку.Когда встречаются трудные мелодические обороты или скачки, прорабатываю их в виде распевок до разучивания песни. Если в песне есть запев и припев, то разучивание начинаю с припева, т.к. он  легче запоминается . Для активации процесса запоминания вношу красочный иллюстративны материал; если позволяет содержание – инсценируем песню. На данном этапе совершенствую работу над вокально- хоровыми навыками (звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонации, исполнение песен в ансамбле). Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание.
Активно применяю дирижёрский жест, который помогает детям вовремя сделать короткий вдох. Во время пения слежу за осанкой детей, рекомендую сидеть ровно, дыхание брать свободно, петь естественным голосом. Для выразителоной дикции использую комплекс упражнений артикуляционной и пальчиковой  гимнастики, специальные приёмы и упражнения на изменение скорости речи. Много усилий требует работа над развитием чистоты интонирования. Дети учатся петь без музыкального сопровождения и слышать в хоре не только свой голос, но и голоса других детей. Для закрепления песенного  материала предлагаю петь соло, тройками, по рядам, под фонограмму.
    На занятиях использую метод «предпения» - это особое развитие голоса, его подвижности, диапазона.
Упражнение 1.(Развитие силы голоса) – необходимо прочитать текст, меняя силу голоса в зависимости от содержания текста:
   *Я сижу и слушаю, не дыша,
    Шорох шуршащего камыша.
    Камышинки шепчутся:
    - Ши, ши, ши!
    - Что вы тихо шепчете, камыши?
    Разве так шушукаться хорошо?
    А в ответ шуршание:
    - Шо, шо, шо!
    - С вами я шушукаться не хочу!
    Я спою над речкою и спляшу,
    Даже разрешения не спрошу!
    Я спляшу у самого камыша!
    Камышинки шепчутся:
    - Ша, ша, ша!
    Словно спросят шопотом:  - Не пляши!..
                                                                                               
  До чего пугливые камыши!
   * Была тишина, тишина, тишина.
    Вдруг грохотом грома сменилась она!
    И вот уже дождик тихонько – ты слышишь?
    Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
    Наверно, сейчас барабанить он станет.
    Уже барабанит! Уже барабанит!
Упражнение 2. (Изменение высоты голоса, т.е. расширение его диапазона)
    *
Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем «спускайтесь» вниз.
     *Пропеть строчки стихотворения по нотам:
     До – Первое сентября!
     Соль – Первое сентября!
     До 2-й октавы – Первое сентября!
     До – Первый день календаря,
     Ре – Потому что в этот день
     Ми – Все девчонки и мальчишки
     Фа – Городов и деревень
     Соль – Взяли сумки, взяли книжки
     Ля – Взяли завтраки по мышки
     Си – И помчались в первый раз
     До 2-й октавы – В класс!
Упражнение 3. (Тренировка полётности голоса)
    Это упражнение надо выполнять вдвоём. Между двумя разговаривающими должно быть достаточно большое расстояние (хотя бы 6-10 метров), говорить надо тихо, почти шопотом, но отчётливо. Тема беседы заранее не обговаривается. Перед выполнением упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что рядом находится кто- то третий, которому по каким- либо причинам не должно стать известным содержание вашей беседы.
Упражнение 4. (Развитие  силы голоса)
     Зажать между зубами карандаш, рассказать какой- нибудь стих. Повторять каждый день. Эффект будет заметен сразу.
    *Третий этап. Выразительное исполнение песни. Это достигается чистотой интонирования, динамическими оттенками, чёткостью дикции, точностью выбранного темпа, выразительностью мимики, артистичностью. Варианты исполнения могут быть разными, но повторение песен вместе с воспитателем на праздниках и в повседневной жизни способствуют закреплению их в памяти детей.
     К концу дошкольного периода дети должны овладеть умениями, а именно:
    * исполнять песни в широком диапазоне;
    * чисто интонировать мелодию;
    * петь с динамическими оттенками, меняя силу голоса;
    * петь напевно, не кричать.
     С целью выявления уровня сформированности певческих навыков и определения эффективности работы по развитию певческого голоса провела диагностику в конце дошкольного возраста. В результате проведения всех заданий были получены следующие данные о развитии показателей певческого голоса:
      высокий уровень – 83%,
     средний уровень – 17%,
     низий уровень – 0%.

     На основании результатов проведённого исследования, в соответствии с поставленной целью, была выявлена положительная  динамика развития певческого голоса у каждого ребёнка дошкольного возраста.

    Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере заинтересовать внимание детей на занятии и решить проблему развития певческих навыков. Поэтому я стараюсь внести в педагогический процесс современные технологии, которые бы обеспечивали не только эффективное запоминание. Сохранение информации. Но и её последовательное воспроизведение.
    В завершении следует заметить. Что систематический курс занятий на материале фонопедического метода развития голоса создаёт благоприятные условия для развития певческого голоса дошкольников на более высоком уровне, позитивно влияет на уменьшение различных недостатков в пении детей, способствует  самореализации личности ребёнка.
    На протяжении учебного года воспитанники старшей и подготовительной групп неоднократно выступают с разученным репертуаром перед родителями на различных мероприятиях ДОУ, принимают участие в городских конкурсах.
    Такая система работы позволяет воспитанникам совершенствоваться в музыкальном развитии. И мне хочется верить. Что я своей работой помогаю детям любить песню во всех её проявлениях. Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент». На котором следует «научиться играть».